|
Марк Пекарский и Иван Алексеев попытались сблизить Восток и ЗападМаэстро перкуссии Марк Перкарский и исполнитель на национальном якутском инструменте хомусе Иван Алексеев вместе выступали не раз. Свой третий совместный концерт они назвали «Свет с Востока». Музыканты рискнули соединить интеллектуальность западной и медитативность восточной музыкальных традиций. Рассказывают «Новости культуры».На концерт Пекарский привез далеко не все инструменты – у него их больше трех тысяч. По ходу концерта маэстро знакомит с ними публику. «Это среднеазиатский чан, это китайский ганг, это "ocean drum" – барабан, который изображает звук океана», – показывает он. Иван Алексеев играет на восемнадцати хомусах. У них не только разное гражданство, но и тембр. Новые инструменты ученики Алексеева привозят в Якутск со всего мира, и каждый экземпляр оказывается в его коллекции. «Все интересные. У меня нет лишних инструментов. Вот китайский инструмент, найден около границ Вьетнама», – замечает Иван. Алексеев не только музыкант и ученый-филолог, он еще и этнолог. В Якутске он основал единственный в мире музей варгана (русское название хомуса) и передал в дар сто инструментов. Теперь в экспозиции, по скромным подсчетам, около семи тысяч единиц хранения. «Первые инструменты были созданы в Центральной Азии. Оттуда они распространились на Запад. Пошло звучание, тембры, культура», – рассказывает Алексеев. Елисей Дрегалин, ученик Пекарского, настраивает чашу для медитации. Поймать звук, кажется, просто, но его так же просто потерять. «Надо очень аккуратно водить чтобы не потерять звук. Потому что его очень легко потерять», – говорит Дрегалин. Накануне концерта музыканты выпили по чашке чая, обменялись светскими новостями и решили попробовать хотя бы в музыке объединить Восток и Запад. Впрочем, эта миссия трудно выполнима. «Мы можем только приблизиться во всем: в искусстве, в понятиях, в философии. Нам не понять, что такое настоящий Восток, а им не понять, что такое настоящий Запад, потому что мы очень разные. Восток – это объективное искусство, Запад – субъективное. Запад – это копание в чувствах, Востоку этого не понять», – поясняет Пекарский. Ни одного нотного листа, никаких подсказок. Домашних заготовок тоже нет. Музыка рождается здесь и сейчас. Все инструменты – действующие лица и равноправные партнеры. За двадцать лет знакомства это уже третий концерт Пекарского и Алексеева. Здесь, как в джазе, есть импровизация, а есть музыка. «Это аутентика. В те времена музыка не записывалась, она импровизировалась. Это люди, которые играют подлинную древнюю музыку так, как она звучала», – рассказывает организатор фестиваля «Корни и крона» Алексей Семенов. Силы на равных, но поймать волну удается не сразу. Впрочем, сближение Востока и Запада никогда не было легким. |