История
Руководитель
Солист
Репертуар
Гастроли
Фотоальбом
Пресса о нас
Партнеры
         
     
 

 

 

 

Свиблова Ольга на "Худсовете".

От выставки в двухкомнатной квартире до одного из крупнейших фестивалей фотографии в мире – такой путь за 10 лет прошла Московская фотобиеннале. И вот фотографы всего мира вновь объединяются в Москве. «Фотобиеннале-2006» - это ровно 100 выставок, в том числе персональные экспозиции современных фотографов – Беттины Реймс, Лоретты Люкс, Нан Голдин. Будут и выставки классиков – например, одного из лидеров фотоискусства двадцатого века, мастера экспрессивно-поэтической съемки французского фотографа Брассая.
Три основные темы «Фотобиеннале» в этом году – это конфликты, путешествия и соблазны. А любимый тезис автора этого грандиозного проекта, Ольги Свибловой – «человек всегда фотографирует не то, что видит, а то, что у него внутри».
21 марта 2006 года директор музея «Московский дом фотографии» Ольга Свиблова была гостем рубрики «Худсовет»
- Ольга Львовна, вот такие 3 любопытных темы Фотобиеннале в этом году – это «Конфликты», «Путешествия» и «Соблазны». Расшифруйте, что это значит – и почему именно эти темы?

- Мы выбирали темы, которые, как мне кажется, лучше всего показывают природу фотографии. И первая тема, конечно – путешествие. Фотограф просто по определению путешественник. Именно путешествие, поступление новых впечатлений и является главным соблазном фотографа, который почему-то берет в руки камеру, а еще - это иногда случается – всю жизнь с ней не расстается и становится профессионалом. И то, что нас соблазняет в фотографии, что обольщает – это тоже другой аспект этой темы. Конечно, тема соблазна не исчерпывается лобовой ассоциацией: соблазн – это значит обнаженное тело. Обнаженное тело у нас тоже будет, я могу всех успокоить. Тему «Конфликт» мы не могли не поставить, потому что XXI начался настолько странно, настолько трагично, что казалось бы, конфликты, которые давно отошли в историю - такие, как межрелигиозные и межконфессиональные конфликты, межэтнические, социальные – казалось, все это осталось где-то там. И вдруг весь набор, весь венок этих конфликтов, включая военные, упал нам на голову вместе с приходом XXI столетия.

- Ольга Львовна, а все же – что ни в коем случае нельзя пропустить? Какие акценты Вы бы расставили? Хотя бы несколько имен. Я понимаю, что столько выставок…

- Ох (вздыхает)… Да понимаете, Вы такой вопрос задаете – как спросить многодетную мать, какой ребенок тебе ближе… Конечно, 51 зарубежный проект – я остановлюсь сейчас на них – конечно, они все любимые, иначе мы бы их не делали. И тем не мене есть какие-то ударные вещи, акценты, которые расставлены по всем 25 площадкам, на которых будет происходить Фотобиеннале. Вот все, что касается «Соблазнов» - это скорее Центральный выставочный зал Манеж. Там будет фантастическая выставка Саудека, классика мировой и чешской фотографии, которого давно ждали с таким крупным выставочным проектом в Москве. Это пропустить нельзя. Там же будет Лоретта Люкс – это одно из самых удивительных событий, это звезда, которая зажглась в мировой фотографии буквально последние 2-3 года. Если мы говорим о Центральном доме художника, ЦДХ, где тоже развернется очень крупная выставка – то мы приготовили там взрыв просто. В этом году мы делаем 4 голландские выставки и как это не странно, по иронии судьбы, - это все женщины. Нам хотелось в этом году дать больше этого визуального счастья, когда ты не можешь высказать в двух словах концепт, когда ты заворожен красотой того, как сделано, какой имидж представляет тебе автор.

- Ольга Львовна, а современные российские фотографы – насколько органично они вписываются в мировой контекст? Или у нас, как всегда, свой, особенный путь?

- Во-первых, надо сказать, что в этом году, традиционно, уже третий год, мы занимаем две основные площадки московского музея современного искусства – это Петровка и это Ермолаевский (переулок). И если на Ермолаевском будет классик современного искусства, работающий с фотографией – Нан Голдин…Это мифическое имя, и все его знают… И вместе с ней будет стоять Братков. В том же здании, у каждого будет по 2 этажа. И это совершенно новый проект Сергея Браткова, он называется «Piece of my life» – «Часть моей жизни». И Нан Голдин, и Сергей Братков создают свое творчество прежде всего из очень брутальных, и очень жестких, и очень тонких личных переживаний. Мне кажется, это будет очень интересный и очень напряженный творческий диалог, и я не знаю, кто в нем выйдет победителем. Мне кажется, что сегодня русская фотография и русское современное искусство прекрасно вписывается в международный контекст. Другой вопрос – что у международного контекста пока нет привычки – что у нас уже давно нормальная художественная ситуация.

Беседовала Полина Ермолаева.