|
Станицын Виктор. Мхатовская глубина. К 110-летию со дня рожденияВиктор Яковлевич Станицын (настоящая фамилия – Гезе) - актер, режиссер, педагог. Вся его жизнь была связана с Московским Художественным театром. Константин Станиславский писал Немировичу-Данченко: "Станицына я очень люблю как актера...". Особенности дарования Станицына - лиризм и душевная исповедальность - соединялись с комедийным началом, с годами все отчетливей проявлявшимися в характерных ролях. К 110-летию со дня рождения Виктора Станицына, 2 мая 2007 года, наш канал показал художественный фильм «Без вины виноватые» (начало в 14:35) и программу о нем «Искусство должно быть радостным» (начало в 21:35).На сцене МХАТ им. Чехова Виктор Станицын сыграл огромное количество ролей: Кудряш, Молчалин, Фамусов, Бенкендорф, Курослепов, Мольер, Стива Облонский, мистер Пиквик, Андрей Прозоров, сэр Питер. Как писал о нём знаменитый критик Юзовский: «Станицына всегда узнаешь, в любом гриме, потому что он развивает свою излюбленную тему – благорасположение к людям». Наиболее значительные кинороли Станицына: Артынов («Чины и люди»), Карл Штейнер («Зори Парижа»), Шипучин («Юбилей»), Дудукин («Без вины виноватые»), Толбухин («Третий удар»), Черчилль («Сталинградская битва»), Баркли («У них есть Родина»), губернатор («Мёртвые души»), Илья Андреевич Ростов («Война и мир»). Станицын сочетал в себе талант уникального артиста и потрясающего режиссера. Его спектакли с неизменным успехом шли на сцене Художественного театра по 25 - 30 лет. Виктор Яковлевич Станицын был одним из ведущих педагогов Школы-студии МХАТ и одним из членов художественного руководства театра. Его учениками были: Юрий Гребенщиков, Вячеслав Невинный, НатальяЖуравлева, Владимир Кашпур, Татьяна Лаврова, Александр Лазарев, Всеволод Шиловский, Евгений Лазарев, Елена Миллиоти, Алла Покровская, Анатолий Ромашин, Альберт Филозов, Геннадий Фролов. Всеволод Шиловский рассказывает: «Станицын – это громадная индивидуальность, это демократизм. Он говорил: «Там ли ты (наверху), там ли ты (внизу) ты должен быть ровен со всеми». Он доверил мне режиссировать спектакль. Критики писали, что Станицын отдал спектакль талантливому, но актеру. И тогда он отвел меня в музей МХАТа и дал почитать подшивку газет, где писали о спектакле "Пиквикский клуб". Писали разгромно. А спектакль шел 25 лет и был замечательным. Это была уникальная постановка еще и потому, что, работая над ней, Станицын спас от голодной смерти Булгакова. Взял его в театр и дал роль, которую тот великолепно сыграл. Затем были подборки, посвященные творчеству Василия Ивановича Качалова, из которых следовало, что хуже артиста никогда в России не было. Станицына обвиняли во всем, в чем только можно было обвинить режиссера. "Прочел, голубчик? - спросил он. - Вот так. Нужно ко всему относиться проще. Надо просто работать". Несколько раз он пытался поставить "Бег" Булгакова. Но Булгаков долгое время был запрещен, а потом Ефремов работу над спектаклем закрыл. Станицын пришел к нему и сказал: "Уважаемый Олег Николаевич, время показывает, что как режиссер-постановщик я вам не нужен. Если когда-нибудь потребуюсь вам как артист, я готов". И ушел, чтобы больше никогда уже не вернуться. Ушли и остальные старики». Вспоминает Алексей Баталов: «Виктор Яковлевич Станицын был моим дядей и педагогом (он был женат на моей тетушке Мусе, которая также всю свою жизнь посвятила театру). Станицын – был великолепным режиссером и разноплановым актером. Его представления о доброте, об отношениях людей были совершенно иные, нежели существуют сейчас. Станицын был идеальным представителем мхатовской особенной породы людей, которая сегодня исчезла. Я не хочу сказать, что это плохо, или хорошо. Просто я думаю, что Художественный театр, воплотивший по-настоящему и глубоко то, что написал Чехов, – это неубираемое и необходимое звено в русской культуре, потому что иначе картина русской культуры не будет полной. Он был абсолютно не похож на современных людей. Время было непростое, послевоенное, но всегда на урок к студентам он приходил в свежей белоснежной рубашке и галстуке. Виктора Яковлевича Станицына отличала чисто мхатовская глубина, на которой создавался образ, – совершенно другая, нежели сегодня. Это не просто подбор подходящего типажа, это изнутри выращенная, живая фигура. Он играл не одну какую-то конкретную сторону жизни человека, а каждый раз создавал образ цельного персонажа, в котором есть и то, и это, и еще что-то». |