|
«Александр Солженицын и его время» в фотографиях90-летие со дня рождения Александра Солженицына будет отмечаться 11 декабря. Творчество писателя всегда воспринималось как наиболее честный, почти документальный взгляд на события в Советской России. «Объективность» и «объектив» – слова с единым корнем. Есть некая органика в том, чтобы посвятить выдающемуся литератору фотовыставку в Центральном выставочном зале «Манеж». Рассказывают «Новости культуры».История семьи в истории страны. Наталья Солженицына вспоминает, что в ссылку за Александром Исаевичем ей и детям можно было отправиться только спустя некоторое время. Фотография запечатлела момент встречи. «Мы прилетели, Александр Исаевич несет мальчиков, как дровишки, а я в корзине несу младшего», – рассказывает она. Документальные свидетельства из архивов семьи Солженицыных едва ли не впервые показаны публике. Даже для исследователя творчества писателя Людмилы Сараскиной нашлись открытия. Лауреат «Большой книги» за биографию Александра Солженицына, она вспоминает, как вместе с Натальей Солженицыной отбирали иллюстративный ряд для книги. Напечатать можно было максимум семьдесят, но, увидев фотографии, редакторы поместили в книгу сто двадцать снимков. «Я знаю почти все фото, кроме маленьких, где Александр Исаевич еще студент. Это 1936 – 1937 годы», – говорит Людмила Сараскина. Со школьной скамьи до последних лет жизни, время покоя и семейной идиллии и раздача имущества перед высылкой. Фотографии Солженицына занимают центральную часть экспозиции. А по периметру – жизнь страны. Фотографии на тему «девяносто лет русской истории» были отобраны из 90 тысяч работ собрания Московского дома фотографии. «Хотелось показать время, из которого выросли произведения Солженицына», – поясняет директор Московского дома фотографии Ольга Свиблова. Когда она начала работу над выставкой, то даже не подозревала о ценных снимках, которые хранятся в доме писателя. Оказывается, Александр Солженицын делал много автопортретов. Они никогда не публиковались, их никогда не показывали прессе. «Его лицо трансформировалось, и лицо было разным. И мне кажется очень важным то, какую печать оставляет жизнь на наших лицах», – добавляет Ольга Свиблова. Оказавшись свидетелем истории целого столетия, Александр Солженицын старался максимально точно зафиксировать свое время. Все его книги – это «литература факта», написаная с фотографической четкостью. |