История
Руководитель
Солист
Репертуар
Гастроли
Фотоальбом
Пресса о нас
Партнеры
         
     
 

 

 

 

Баллада о солдате

Художественный фильм (Мосфильм 1959).
Режиссер Григорий Чухрай.
Сценарий Валентин Ежов.
Оператор Владимир Николаев, Эра Савельева.
Музыка Михаил Зив.

В ролях: Владимир Ивашов, Жанна Прохоренко, Антонина Максимова, Николай Крючков, Евгений Урбанский, Эльза Леждей.

История о молодом солдате, который получил короткий отпуск, чтобы съездить домой, признана одним из лучших кинопроизведений о Второй мировой войне.

Ленинские премии (1961, удостоены режиссер Г. Чухрай и сценарист В. Ежов);
премия за лучшую конкурсную программу фильмов (с фильмом "Дама с собачкой") и премия "За лучший фильм для молодежи" на МКФ в Канне-60;
первая премия, премия кинокритики, первая премия за режиссуру на ВКФ-60 в Минске;
большая премия Кинофестиваля трудящихся в Чехословакии-60;
приз "Золотые ворота" - Первая премия МКФ в Сан-Франциско-60;
премия польской критики "Варшавская сирена" (1960);
поетный диплом и премия нац. ассоциации итальянских кинокритиков "Серебряная лента" на МКФ в Милане-60;
Гран-при за режиссуру - МКФ в Лондоне-60;
серебряная медаль за режиссуру - МКФ в Тегеране-60;
приз "Халиско" ("Серебряное сомбреро") - МКФ в Мексике-60;
премия "Давид ди Донателло" (1960, удостоен Г.Чухрай) и премия "Сан Винсент" лучшему актеру года (В.Ивашов) на ежегодном референдуме членов клубов: Международного клуба и Клуба открытых дверей в Италии (1960);
почетный диплом, присуждаемый трем лучшим зарубежным актерам в фильмах сезона в Афинах-61 (В.Ивашов) за участие в фильме "Баллада о солдате");
премия "Золотой лавр", установленная американским продюсером Давидом О.Сельзнером за высокое гуманистическое содержание (1962);
номинация на премию "Оскар" (1959) в категории "Оригинальный сценарий";
в Америке, Японии, Афинах - лучший фильм сезона 1960-1961 гг.

В эфире:
28 августа 2004 года,
9 мая 2007 года,
3 августа 2008 года.


Людмила Донец ("Литературная газета", №19, 2005):

«Баллада о солдате» – что слышится в этом названии? Это как бы необыкновенный рассказ об обыкновенном. Ибо баллада – повествование романтическое. А солдат – понятие рядовое. Вот их сколько – солдат.
Но этого звали Алёша. Алёша Скворцов. Он единственный. И это известно всем.
Из классических наших военных фильмов «Баллада о солдате» – самая светлая. Алёша Скворцов – счастливый человек. У него отпуск посреди войны. И не по ранению, а за то, что подбил два танка. Он добирается домой повидать мать. Конечно, он счастлив, он ведь не знает, что его зароют в шар земной. Перед ним огромная, бесконечная жизнь. Шесть дней без войны. Он девятнадцатилетний навеки. Это мы, живые, несчастны, что его нет с нами.
Григорий Чухрай начал войну, находясь на действительной службе, и вынес её на своих плечах. Победу встретил в госпитале, а во ВГИК пришёл в шинели, которую продал в одну из тяжёлых минут хронического безденежья.
Фильм Григория Чухрая – портрет поколения. Память о тех, кто с войны не вернулся. Память о миллионах солдат, которые были единственными.
Алёша Скворцов, строго говоря, – идеальный герой. По биографии это простой крестьянский парень из русской глубинки. Но вглядитесь в него – похож этот юноша на деревенского парня? Да ничуть. Это скорее принц. Светлый отрок. Или тот самый «милый» из русских песен, который всегда лучше всех. А как зовут его? Алёша. Звучит как мягкий сумеречный шёпот. А фамилия у него какая? Скворцов. Он – птица весенняя. А что он делает всё экранное время? Да он просто всем в помощь. Он защитник, заступник, он не бросит, он поможет, он отведёт беду.
Алёша Скворцов – символ русского народа. И вместе с тем он – живой. Он искренний, естественный. Доверие к нему тёплое. Настоящее.
Сквозной мотив «Баллады» – встреча Алёши и Шурки. Это вершина фильма. Взлёт его щемящего чувства несбывшейся жизни. Чувству этому не отпущено времени. И потому, не имея протяжённости, оно сразу взмывает в высоту.
«Баллада о солдате» – классический фильм о войне, фильм своего времени, когда стиль был выражением нравственного, а потому поэтического мироощущения. Это сознание, которое остаётся романтическим, не отворачиваясь от правды.

В эфире:
23 февраля 2009 года.