История
Руководитель
Солист
Репертуар
Гастроли
Фотоальбом
Пресса о нас
Партнеры
         
     
 

 

 

 

Гинкас Кама на "Худсовете"

В московском Театре юного зрителя – премьера по роману Федора Михайловича Достоевского «Братья Карамазовы». Режиссер Кама Гинкас прочитает публике фрагмент великого романа, и «Легенда о великом инквизиторе» прозвучит в его театре как размышление о дне сегодняшнем, как попытка ответить на самые актуальные вопросы сегодняшнего дня. 21 февраля 2006 года в гостях у "Худсовета" побывал режиссер Кама Гинкас.

Произведения Федора Михайловича Достоевского кажутся более чем актуальным материалом для сегодняшнего театра. Достоевский перерабатывается и осмысливается, и в результате, – на сцене - самый различный театральный материал, от моноспетаклей, - до самых густонаселенных постановок, на тексты Достоевского. Кама Гинкас обращается к романам Достоевского далеко не в первый раз. Режиссер уже переносил на сцену ТЮЗа различные фрагменты «Преступления и наказания», и теперь мы увидим в его интерпретации ключевой фрагмент романа «Братья Карамазовы» - «Легенду о великом инквизиторе». Главными для режиссера остаются вопросы выбора, вернее, даже самой возможности выбора между добром и злом, между зовом плоти и смыслом духовным. Спектакль « Нелепая поэмка» - это отнюдь не сочинение из школьной программы, более того, режиссер, по обыкновению, задает вопросы, на которые зрителю придется
отвечать самостоятельно.

- Почему Достоевский остается центральным автором для режиссера Гинкаса?

- Во первых, потому что он гениален. Во-вторых, я еще давно, в студенческие годы, понял, что он открывает меня для меня лучше всех остальных авторов. Он все знает про меня, он все про меня рассказывает. Причем рассказывает и наперед, и то, что происходит со мной сейчас. И прогнозирует, что может пройти со мной, и даже с Вами, и со всеми нами – что может произойти или произойдет. Он самый настоящий пророческий гений. Он поставил диагноз человеку как сущности, и, поставив этот диагноз, спрогнозировал самые разные заболевания, которыми человек будет болеть. И мы болеем, и неизвестно когда перестанем болеть этими заболеваниями.

- Вы ставите этот спектакль, будучи в полной уверенности, если говорить о выборе между плотью и духом, что дух должен одерживать победу над плотью?

- Нет. Дело в том, что мы созданы таким несчастным образом, что на три четверти, а может, даже и больше, мы – плоть. А дух – это такая маленькая-маленькая и довольно сомнительная часть, которая в нас есть, понимаете? И мы не можем жить без того, чтобы не есть каждый день, не пить каждый день, не удовлетворять свою плоть, не защищаться от мороза, от ветра и так далее. Мы обязаны продолжать свой род – потому что мы не можем не делать этого, это наша природа. Но одновременно в нас заложено что-то более чем… Мы не животное, в нас есть что-то большее. И речь идет о том, чтобы не забывать о том, что в нас есть это что-то большее, И еще: что давайте не зарастать полностью только плотью, а все-таки давать возможность и духу жить. Потому что сказано: «Не хлебом единым», то есть не единым хлебом. Речь идет не о том, что хлеба не надо – но о том, что не только хлеб. Мы плоть, но не только плоть, а еще немножко и дух. Это очень мешает жить. Это ужасно трудно, когда совесть говорит, когда…Это ужасно! У курицы нету совести, она клюют свои собственные, только что снесенные яйца. А у нас – случается, редко, но бывает – совесть.

- А вы уверены – и наверно, сегодня в большей степени, что это неправда - что зрителей нужно только развлекать? Что можно не бояться загружать зал серьезными проблемами? Вы ведь видите другую ситуацию?

- Не у себя в театре. Я вижу вообще другую ситуацию. Я считаю, что человек таков, как ты к нему обращаешься. Если ты обращаешься к нему как к идиоту – он идиот. Если ты обращаешься к нему как к свободному человеку – он свободный человек. Если ты обращаешься к нему как к рабу – то он понимает, что ему лучше не высовываться. Поэтому я считаю, что с человеком, с народом, с публикой, с телезрителем, с театральным зрителем нужно общаться как с достойным свободы человеком. И вообще с достойным человеком. И разговаривать на нормальном человеческом языке и о вещах, которые его интересуют. А развлекать человека надо, потому что он устает, потому что он работает, и огромное количество чудовищных повседневных проблем. Но только развлекать? Извините, ТV!

Беседу вела Нара Ширалиева.