История
Руководитель
Солист
Репертуар
Гастроли
Фотоальбом
Пресса о нас
Партнеры
         
     
 

 

 

 

В Перми состоялась премьера оперы «Один день Ивана Денисовича»

Афиша фестиваля «Дягилевские сезоны: Пермь – Петербург – Париж» насыщена мировыми премьерами, но эту ждали особенно. Оперу «Один день Ивана Денисовича» по мотивам одноименной повести Александра Солженицына композитор Александр Чайковский написал специально для пермского фестиваля. Идею создания музыкального произведения в свое время поддержал сам писатель. На первом представлении нового сочинения побывала вдова Александра Исаевича, Наталья Солженицына. Рассказывают «Новости культуры».

«Благодаря "Одному дню Ивана Денисовича" я стал интересоваться русской культурой и начал изучать русский язык», – признался Наталье Солженицыной английский режиссер Майкл Хант. Они встретились в Перми, на фестивале «Дягилевские сезоны» накануне мировой премьеры оперы.

«Опера – это уже отдельное произведение. Начнет жить своей собственной жизнью, и будет ли это жизнь параллельная и усиливающая впечатление от литературного произведения, или идущая вразрез, поперек, никто не знает. Я в волнении и ожидании», – говорит Наталья Солженицына.

Повесть «Один день Ивана Денисовича» принесла Александру Солженицыну мировую известность. Один день из жизни заключенного, русского крестьянина и солдата Ивана Шухова в 1960-х стал революцией и в русской литературе и в жизни всей страны. Сегодня повесть приобрела новый смысл и по-прежнему остается актуальной.

«Либо ты изменишь себе, либо выстоишь. Это не обязательно лагерь, это может быть и другой катаклизм, в который человек может попасть. Конечно, это вечная тема», – заверяет Наталья.

Перекладывая прозу Солженицына на музыку, композитор Александр Чайковский еще раз убедился в том, что в ней нет ни одного лишнего и, тем более, случайного слова. Именно поэтому она необыкновенно музыкальна. «Этот текст ритмичен. Раз ритмичен – тебе легко представить. Даже сами по себе возникают вещи, неожиданные для тебя», – поясняет композитор.

Для режиссера Георгия Исаакяна самой сложной задачей было не сфальшивить ни в большом, ни малом. «Литература тоже абстрактна. Это слова, и каждый видит свое, свой мир, и музыка создает некую метафору», – замечает постановщик.

Когда-то публикация повести «Один день Ивана Денисовича» стала знаковым явлением для жизни Советского Союза. Открылась запретная тема. Сегодня постановка оперы на сюжет легендарного произведения обещает стать значительным событием в музыкальной жизни России.