История
Руководитель
Солист
Репертуар
Гастроли
Фотоальбом
Пресса о нас
Партнеры
         
     
 

 

 

 

Сквозное действие

Авторская программа Анатолия Смелянского (Россия, 2008).
12 программ.

Режиссер Алексей Шемятовский.
Оператор-постановщик Сергей Стариков.

Цикл программ доктора искусствоведения, ректора Школы-студии МХАТ Анатолия Смелянского о русском театре ХХ века.

Всентябре 2008 года программа получила награду "Клуба телепрессы" за "глубокое проникновение в историю русского театра, в зеркале которого отразились жизнь и судьба трагических взаимоотношений государства и культуры".

«Окаянные годы». В первой программе автор сопоставляет два спектакля эпохи гражданской войны: "Мистерия - буфф" Владимира Маяковского и Всеволода Мейерхольда и мистерию "Каин" Джорджа Байрона в режиссуре Станиславского. В этих работах были даны противоположные эстетические и этические оценки ситуации, возникшей после революции 1917 года.

«Я опоздал на празднество Расина». Программа посвящена спектаклю "Федра" Жана Расина, поставленном в Камерном театре Александром Таировым с Алисой Коонен в главной роли и спектаклю "Принцесса Турандот" в режиссуре Евгения Вахтангова. Премьеры этих двух спектаклей зимы 1922 года отделяли всего две недели. Оба они, каждый по-своему, ответили на выход страны из Гражданской войны.

«Репертуарная линия». В середине 1920-х годов власти дали деятелям советского театра жесткие политические установки. Лозунг созвучия революции стали называть "репертуарной линией" - линией, по которой ведут театр партийные вожди. Выбраны два спектакля, по-разному ответившие перелому времени, - "Бронепоезд 14-69" по пьесе Всеволода Иванова во МХАТе Первом и "Дело Сухово-Кобылина" во МХАТе Втором, руководимом тогда Михаилом Чеховым.

«Право на шепот». История советского театра состоит из пьес поставленных и не поставленных, запрещенных, задушенных цензурой. Вот о таких двух пьесах конца 1920-х годов - "Бег" Михаила Булгакова и "Самоубийца" Николая Эрдмана пойдет речь в программе. Запрет этих двух пьес повернул в иное русло не только движение советской драмы, но и судьбу двух крупнейших театров, руководимых Станиславским и Мейерхольдом.

«Список благодеяний». В этой программе сталкиваются и сопоставляются два спектакля - "Список благодеяний" по пьесе Юрия Олеши, поставленный в 1931 году Всеволодом Мейерхольдом и "Страх" по пьесе Александра Афиногенова, выпущенный в конце того же года Станиславским в Художественном театре. Речь идет о сложнейших процессах ассимиляции и адаптации художников театра к новым историческим и политическим условиям страны.

«Пожар страсти». 1934 год Анна Ахматова назвала "относительно вегетарианским". Советский театр откликается на короткую передышку разными спектаклями, в том числе совершенно неожиданной "Дамой с камелиями" (в театре Мейерхольда) и "Анной Карениной", которую в МХАТ СССР им. Горького начали репетировать в 1935, а премьеру подгадали к весне кровавого 1937 года Сопоставление этих двух работ Всеволода Мейерхольда и Владимира Немировича-Данченко, а также двух ведущих актрис эпохи - Аллы Тарасовой и Зинаиды Райх - образует сюжет этой программы.

«Оттепель». Смерть Сталина - перелом в жизни страны и в судьбе русской сцены. Анатолий Смелянский выбрал для этой программы два спектакля - "Власть тьмы" Льва Толстого в Малом театре и "Идиот" Достоевского в БДТ им. Горького. Именно в этих двух работах Георгия Товстоногова и Бориса Равенских после долгого перерыва с необыкновенной художественной силой прозвучали этические мотивы великой русской классики. Для середины 1950-х годов тема убитой и растоптанной человеческой души, так же как тема "абсолютно прекрасного человека" оказалась на редкость актуальной. Особый акцент в этой серии делается на двух важнейших актерских свершениях: Игорь Ильинский в роли Акима в спектакле "Власть тьмы" и Иннокентий Смоктуновский в роли князя Мышкина в спектакле "Идиот".

«А мы просо сеяли, сеяли...» 1960-е годы отмечены самыми разными и очень яркими театральными событиями. Автор представляет спектакль "Добрый человек из Сезуана", которым Юрий Любимов в 1964 году открыл Театр драмы и комедии на Таганке, и спектакль "Обыкновенная история" в "Современнике" (пьеса Виктора Розова, режиссер Галина Волчек). Спектакль на Таганке завершал короткую "оттепель", а спектакль театра "Современник" улавливал близкое вхождение в глухое застойное время.

«Всесильный бог деталей». Две пробы театрального грунта 1970-х годов - "Женитьба" по пьесе Гоголя в театре на Малой Бронной и "Взрослая дочь молодого человека" по пьесе Славкина в Московском драматическом театре им. Станиславского. Два спектакля, поставленные выдающимися режиссерами разных поколений: Анатолием Эфросом и Анатолием Васильевым. Каким образом эти две работы выразили внутреннюю напряженность и человеческую сложность "эпохи застоя" рассказывается в этом выпуске программы.

«Охота на волков». Две премьеры, разделенные несколькими месяцами: "Владимир Высоцкий" Юрия Любимова в Театре на Таганке, "Юнона и Авось" на сцене Ленкома. В первом спектакле - театр отстоял свое право на память о своем замечательном актере и поэте. Во втором - Марк Захаров вместе с Андреем Вознесенским и Алексеем Рыбниковым создали первую советскую рок-оперу. Один спектакль подвергнут репрессии, режиссер изгнан из страны, второй, к изумлению его создателей, разрешен к показу не только в Москве, но даже в Париже и в Нью-Йорке. О причудах советской театральной политики на закате режима, об искусстве, которое оказывается "поверх барьеров", рассказывает Анатолий Смелянский.

«Когда начальство ушло». 1990-е годы. Путч. Смута. Развал Советского Союза. Уход лидеров прежней театральной эпохи. Распад театральных организмов: два МХАТа, две Таганки. Каким образом наш театр отвечает эпохе распада и надежд? Два спектакля этого времени: "Играем "Преступление" Камы Гинкаса в Театре юного зрителя и "Без вины виноватые" Петра Фоменко в Государственном академическом театре им. Вахтангова. Об этих парадоксальных ответах художников на смену эпох идет речь в этом выпуске программы.

«Постскриптум». Спектакль "Жизнь и судьба", созданный Львом Додиным в Малом драматическом театре - Театре Европы в Санкт-Петербурге. Спектакль прямо продолжает такие работы режиссера, как "Братья и сестры", "Бесы", "Чевенгур". Репрессированная в свое время книга Василия Гроссмана дала возможность театру проникнуть к коренным проблемам ушедшего века и российского театра. В сущности, спектакль становится своего рода прощальным поклоном тому лучшему, что сотворено российской сценой ХХ века.

В эфире:
с 11 по 29 февраля 2008 года,
с 29 января по 21 мая 2009 года.