|
"Разночтения". Глеб Морев о московском концептуализмеГлеб Морев, главный редактор журнала «Критическая масса»:Московский концептуализм, или, если пользоваться известным термином, введенным в конце 1970-х годов теоретиком искусства Борисом Гройсом, «московский романтический концептуализм», на мой взгляд, - последняя великая школа в русской поэзии. Это последний «изм» в ряду символизма, футуризма, акмеизма, и, пожалуй, конструктивизма. Концептуализм – это искусство, которое осознает себя не как откровение, а как специфическую профессию со своим набором приемов, практик, определенных целей, в одном ряду с другими профессиями. И одной из особенностей концептуалистского искусства является важная роль, которая отводится фигуре критика, комментатора. Причем этот комментарий, эта критика, - они существует не постфактум, после нашего восприятия текста искусства, а одновременно, синхронно с его восприятием. Возможность, даже необходимость этого комментария, понимание того, как сделано то или иное произведение концептуалистского искусства, заложена в самом тексте. И в этом смысле фигура гостя программы Дмитрия Александровича Пригова чрезвычайно характерна, потому что Пригов не только поэт, прозаик, художник, скульптор, но также и замечательный теоретик искусства и критик. И критик он не только своего собственного искусства, но и всей социокультурной ситуации в целом. Один мой коллега, Александр Гольдштейн, весьма остроумно заметил, что сам Пригов – это лучшее его произведение, это «тончайший мозговой аппарат, обдумывающий пространство культуры». Я не могу не согласиться с этим определением и думаю, что наблюдать за работой этого «мозгового аппарата» доставляет истинное интеллектуальное наслаждение. Московскому концептуализму посвящен выпуск программы "Разночтения" 28 апреля (начало в 17:45). |