|
В камерном зале, в камерном залеВо вторник столица разжилась еще одной концертной площадкой. Теперь филармонический комплекс на Триумфальной площади, знаменитый сегодня Концертным залом им. Чайковского, дополнился еще одним, Камерным залом Московской филармонии, рассчитанным на 100 мест. В церемонии открытия приняли участие генеральный директор Московской филармонии Алексей Шалашов, советник президента по культуре Юрий Лаптев, художественный руководитель Московской филармонии и ректор Санкт-Петербургской консерватории композитор Александр Чайковский, другие официальные и неофициальные лица. Торжественность момента подчеркнули разрезанием красной ленточки, а вот речи носили дружественный характер. Взяв на себя роль пророка, Шалашов возвестил: «Зал станет будущим музыкальной жизни Москвы – как исполнительским, так и композиторским». А Юрий Лаптев назвал новый Камерный «залом дебютов, открытий, первого шага в искусстве». Руководитель Федерального агентства по культуре и кинематографии Михаил Швыдкой опоздал к ленточному началу, но все равно кстати и душевно (и многозначно) выразил свою позицию: «Москва получила удивительно элитарное место, где можно будет подумать о душе и небесах, а обо всем остальном – уже выходя на Тверскую». Вход с Тверской в арку через характерные кованые ворота – пока только так можно попасть в новый зал. Поначалу немного смущает подворотня, пусть и находящаяся в центре столицы, но даже в этом видится некий смысл – не помпезничать на виду у всех. Как подытожил в поздравительной речи Михаил Швыдкой: «Эта подворотня – почти дорога к храму». Не за горами время, когда вход в зал будет вовсе не через арку и подворотню, а через центральное фойе КЗЧ – вместо нынешней пиццерии. Сам зал производит уютное впечатление и похож одновременно на студию-гостиную и на гостиную-студию. В зале на 100 мест всего семь рядов: пять – в партере и два – на балконе, на сцене – рояль. Правда, с последнего ряда (он же второй) на балконе видно будет только макушки исполнителей. Пожалуй, этот ряд для аудиофилов или влюбленных. 100 мест – максимальное количество, которое было возможно вместить в таких условиях: под новый зал филармония отдала складские и репетиционные помещения, свое заднее крыло, в частности репетиторий Квартета Бородина, которому, безусловно, уже выделили новый. Наверное, больше всех на церемонии открытия волновались архитектор Владимир Нефедьев и акустик Николай Гребешков, ответственные за комфорт будущих зрителей и за самое главное – звук. «Освятили» зал те, для кого он, собственно, и создавался – композитор Родион Щедрин, чей юбилейный фестиваль проводит сейчас филармония, скрипач Никита Борисоглебский, подписавший в этом году с филармонией эксклюзивный контракт, и виолончелист Борис Андрианов. Трио задорно исполнило «Три веселые пьесы» Родиона Константиновича, и «на счастье» у виолончелиста порвалась струна. Уже решено, что в зале будут проходить проекты, связанные с новой и новейшей музыкой. Кроме того, именно здесь будет играть «молодняк», поскольку площадка закрепляется за филармонической «Программой продвижения молодых исполнителей». Наконец, найдут здесь пристанище концерты коллективов, чья специализация – исторический (аутентичный) стиль исполнительства. В 17 абонементов, которые будут проходить в этом зале, вошли программы ансамбля современной музыки под руководством Юрия Каспарова (цикл «Автора!» с участием известных московских композиторов), солистов камерного ансамбля «Солисты Москвы» и Государственного симфонического оркестра «Новая Россия» и его художественного руководителя Юрия Башмета, несколько абонементов адресованы любителям старинной музыки, а также детям (авторские циклы Павла Любимцева и Артема Варгафтика). Из необычного – абонемент «Редкости», представляющий уникальные инструменты вроде крючковой арфы, шалюмо, бомбарды или кугиклов. В это воскресенье в Камерном зале состоится первый концерт. |