История
Руководитель
Солист
Репертуар
Гастроли
Фотоальбом
Пресса о нас
Партнеры
         
     
 

 

 

 

Коллекция микрофонов Александра Погосяна

Филателия, нумизматика, филокартия - человечество придумало названия для многих видов коллекционирования. Но вряд ли в этом списке найдётся определение для увлечения звукорежиссёра «Мосфильма» Александра Погосяна. Уже почти полвека он коллекционирует… микрофоны. Причём, каждый экспонат его собрания может многое рассказать об истории отечественного кино. Рассказывают «Новости культуры».

Некоторые микрофоны уже и подключить не к чему. Такая техника давно на свалке. Один из экспонатов коллекции - микрофон для режиссера. На «Мосфильме» им пользовались еще в 50-е годы.

Александр Погосян, звукорежиссер: «Это микрофон для режиссера. Для того, чтобы режиссеру руководить огромными массовками, ему ставят динамики и усилители, и он через микрофон руководит этими массовками».

Советские звукорежиссеры кино, разумеется, в основном использовали отечественные микрофоны. Александр Погосян работал с ними на съемочных площадках фильмов «Девчата», «Служили два товарища», «О бедном гусаре замолвите слово» и многих других.

Есть в коллекции и довольно странная модель. Одновременно и микрофон, и наушник.

Александр Погосян, звукорежиссер: «То есть сначала я записывал, а если мне нужно послушать, перетыкал это, и на него слушал, что я там записал».

Но у советских микрофонов были и недостатки. Их выпускали без ветрозащиты. Звукооператоры сами делали ее из проволоки и женских чулок! Кроме того, советская техника, порой, не справлялась со сложными задачами. На съемках фильма «Король манежа», где главным героем был медведь, Александр Погосян не мог работать с обычной удочкой звукооператора и обычным отечественным микрофоном.

Александр Погосян, звукорежиссер: «Приготовились к съемкам, отрепетировали, медведь что-то должен делать, работать. Приготовились к съемкам, я протягиваю микрофон, и медведь уже все, он не слушает никаких команд. Он только смотрит на микрофон, думает, что это ему лакомство».

Как раз на съемках этой картины у Погосяна появился австрийский направленный микрофон. Он-то и спас ситуацию. Звук писали издалека. В конце 60-х это было настоящим чудом!

Но одно из самых важных событий в работе звукорежиссеров произошло в конце 80-х - появились радиомикрофоны. Один из экспонатов коллекции остался еще со съемок фильма Андрея Кончаловского «Курочка ряба». Микрофон крепят на актера, на одежду или прямо на кожу. Камера его не видит, а звук идет.