|
Чеховская «Драма» снова оживет на экранеФильм «Драма» по рассказу Антона Чехова снова стал доступен зрителю. Более двух лет велась реставрация этой восемнадцатиминутной короткометражки, снятой полвека назад. Такие фильмы считались на отечественном телевидении неформатными. Именно поэтому картина была незаслуженно забыта. А ведь Фаина Раневская сыграла в «Драме» одну из лучших своих ролей. Рассказывают«Новости культуры». Телевизионный фильм по одноименному чеховскому рассказу «Драма» появился в 1960 году. А до него существовал концертный номер, который Фаина Раневская и Осип Абдулов частенько играли, что называется, «для заработка». Сценический вариант «Драмы» показывали в разных городах страны. Порой успевали давать по нескольку концертов за вечер. Исследователь творчества Раневской Алексей Щеглов был очевидцем того, как актриса готовилась к роли Мурашкиной. Кропотливо и тщательно. Для фильма «Драма» она продумала даже весь реквизит. «Фаина Георгиевна сама сшила толстую книгу. Я не знаю, она фигурирует в фильме или другая, которую она возила с Абдуловым по концертам. Эти перья в шляпе, которые создавали впечатление, что это провинциальная барышня», – говорит Щеглов. Вероятно, своими придумками Раневская заражала всю съемочную группу. К примеру, задание «добавить в костюм перьев» костюмер Татьяна Ливанова получила от своего отца – режиссера фильма Германа Ливанова. «Он мне советовал какие-то детали. Если бы ей не понравилось, она бы все порвала: эскизы, костюмы. С ее характером был бы другой исход дела», – рассказывает Татьяна Ливанова. Фильм снимали зимой 1959 - 1960 года - к 100-летию со дня рождения Чехова. Вместо павильона использовали заброшенный ресторан «Колос» на ВДНХ. Работали несколько ночей – днем было слишком шумно. В фильме Раневская работала в паре с Борисом Тениным. Привыкшая читать текст «Драмы» целиком, в кино ее раздражали дубли и режиссерская команда «Стоп!». «Мы достали из архивов рукопись Раневской, где конкретно указано: "Драма. Рукопись Раневской". Пятьдесят процентов текста написано самой Раневской», – руководитель проекта Сергей Орлов. Графоманской писанины Мурашкиной, конечно, не было у Чехова. Именно их придумала Раневская, умеющая как никто другой читать чеховские полунамеки. Ее до сих пор называют достойным проводником чеховских идей. Ведь она впитала атмосферу его рассказов с детства, о чем неоднократно упоминала в записях.
|