|
85 лет Рудольфу БаршаюРудольфу Баршаю – выдающемуся альтисту и дирижеру – сегодня исполнилось 85 лет. Его имя давно и прочно вошло в историю не только отечественной, но и мировой музыки. Близкий друг Шостаковича, он выступал вместе с Рихтером, Ойстрахом, Ростроповичем, работал с такими коллективами как Берлинский филармонический и Лондонский симфонический оркестры. Славу Баршаю принес созданный им в 1950-е годы Государственный камерный оркестр СССР. В 1976 году Баршай эмигрировал, оставив плеяду учеников и многочисленных поклонников своего творчества. Рассказывают «Новости культуры».Профессор Московской консерватории Александр Бобровский идет по тому самому коридору, по которому он ходил еще студентом на уроки великого Борисовского. Этим же путем к Борисовскому ходил и Рудольф Баршай. Пути однокашников впоследствии разошлись. Бобровский остался в консерватории, а Баршай сначала отложил альт в сторону и создал свой знаменитый камерный оркестр, а потом и вовсе эмигрировал в Израиль. Баршай запомнился коллегам, прежде всего, своим перфекционизмом. «Поставил вопрос отношения к тексту и к тому, что хочет автор. Я уже не говорю о том, какая была большая работа над качеством самого исполнения», – рассказывает Бобровский. Правда, сам Баршай утверждает, что ничего особенного для этого он не делает. «Если написано пиано, я добиваюсь пиано. Если написано форте, я добиваюсь форте, крещендо и так далее. Вот и все, секретов никаких нет. Это такое отношение честное к искусству, к своей профессии и своей деятельности», – поясняет Рудольф Баршай. Именно за честность в искусстве его всегда уважали великие музыканты. Редкая запись – Баршай в 1994 году дирижирует в Токио местным оркестром. Солирует Святослав Рихтер. Созданный Баршаем оркестр стал своего рода стимулом для создания камерных коллективов высокого класса. Контрабасист и директор «Виртуозов Москвы» Григорий Ковалевский считает, что на дирижерский подвиг знаменитых инструменталистов вдохновил пример Баршая. «Я думаю, что и Вова Спиваков, и Юра Башмет, все в душе его ученики. И он к ним очень хорошо относился», – замечает Ковалевский. Первые гастроли Юрия Башмета за рубежом состоялись именно с оркестром Баршая. А недавно, Рудольф Борисович пришел на концерт «Солистов Москвы» в Кёльне. Коллектив исполнял Прокофьева в обработке Баршая. Башмет вывел знаменитого музыканта на поклоны. «Аплодисменты усилились. Он на сцене опустил голову и сказал: "Юра, что же Вы наделали. Они ведь подумали, что я – Прокофьев"», – вспоминает Юрий Башмет. Несмотря на большие заслуги Баршая в оркестровом деле, Юрий Башмет считает, что он был и выдающимся альтистом. «Пожалуй, по такому профессиональному инструментальному уровню у нас был, по большому счету, на высоте только Баршай», – говорит он. «На высоте» – эти слова соответствуют артистическому облику Рудольфа Баршая. В каких бы странах он ни работал, какими бы оркестрами ни дирижировал, его появление за пультом, как в 1950-е годы, так и сейчас, вызывает у музыкантов трепет. |