|
Бертман Дмитрий на "Худсовете"13 апреля 2005 года гостем студии был художественный руководитель театра «Геликон-опера» Дмитрий Бертман. Что может быть более предсказуемым и каноническим, чем опера – подумают те, кто никогда не был в «Геликоне». Потому что те, кто часто бывает в «Геликоне», а это, между прочим, наиболее активная, «продвинутая» часть театральной публики, прекрасно знают – и опера, и классическая оперетта представляют массу возможностей для экспериментов, новаций и просто ярких режиссерских ходов, которые талантливо изобретает Дмитрий Бертман. Судьба «Геликона» – это, бесспорно, прежде всего, сочинение худрука театра, - сочинение на тему, как из самого консервативного жанра сделать самый непредсказуемый. Оценка этих музыкально-сценических сочинений – 11 премий национального фестиваля «Золотая маска», премия «Гвоздь сезона», а также множество фестивальных побед. Коллектив «Геликона», разросшийся за 15 лет от 7 человек до 350-ти, - это вокалисты и музыканты, способные легко и органично воплощать на сцене самые тонкие психологические нюансы и самые экстравагантные режиссерские выдумки. - В «Геликоне» может работать любой хороший оперный певец, который привык «встать и петь», и дальше Вы «обрабатываете» его под стиль «Геликона», или все-таки Ваш театр уже попадают музыканты особой актерской одаренности? - Я думаю, что в «Геликон-опере» может работать человек, у которого, естественно, есть голос и который умеет им владеть, но самым главным условием является обладание талантом. - То есть это хорошие вокалисты, обладающие особой актерской одаренностью? - Я бы даже сказал – они должны быть выучены актерски. Это иногда мешает, а они должны быть свободными людьми, с огромнейшими данными по манкости, для того чтобы зритель был под влиянием энергетики этого артиста. - Дмитрий Александрович, Вам сегодня интереснее взламывать устои канонических произведений, и таких большинство сегодня в вашем репертуаре, или знакомить зрителя с новыми авторами, с новыми произведениями, так, как было, например, с Яначеком? - Мне интересно работать в разных направлениях и поэтому у нас в репертуаре идет и старинная опера, и классическая опера XIX века, и в то же время мы первые в России представили действительно выдающиеся произведения XX века, как Яначек «Средство Макрополуса», как «Лулу» Берга, как «Диалоги кармелиток» Пуленка. Мне кажется, этот путь репертуарной политики самый интересный, потому что оперный мир отстает на сто лет, и эти произведения должны быть на сцене, потому что написаны для театра, а не просто для вокалистов. - То есть сто лет назад, но плюс пятнадцать вперед, благодаря «Геликону». Нет ли планов заказать современному композитору произведения специально для вас? - Такой опыт был у нас, но сейчас время такое тяжелое. Мы должны выжить в момент реконструкции нашего театра, ездить на гастроли. И поэтому мы работает сейчас с тем репертуаром, какой у нас есть, или ставим спектакли, которые имеют какую-то перспективу в том, чтобы наш театр мог из этого что-то взять для жизни. - А если говорить о новых темах не музыкальных, а драматургических, нужна ли сегодня «Геликону» современная острая тема в драматургии? - Мне кажется, еще столько всего нераскрытого в драматургии той, которую мы имеем, и той, которую мы еще не поставили, что у нас еще очень большой долг перед XX веком, и перед XIX веком, и перед XVIII веком, перед барочной оперой. Поэтому мы сейчас, к сожалению или к радости, больше работаем с покойными композиторами. С ними намного легче, в том смысле, что они больше доверяют нам, чем живые. - Театру исполняется 15 лет, и он становится из очень молодого - просто молодым. Какие меры против преждевременного старения будет предпринимать худрук сегодня? - Липосакция, пластические операции, много витаминов, манго, авокадо. Есть масса всяких средств. Но главное средство, чтобы мы оставались не закостенелыми оперными людьми, а нормальными людьми, которые разговаривают с публикой на ее языке, чтобы публика нас понимала. Беседу вела Нара Ширалиева. |