|
«Последний срок» – спектакль вне конкурса на фестивале «Золотой Витязь»Полтора года назад в Иркутском драматическом театре имени Охлопкова был поставлен спектакль по повести Валентина Распутина «Последний срок». Бережное отношение к тексту не ограничило создателей в выборе средств сценической интерпретации распутинской прозы. Впрочем, писатель принял постановку благосклонно и даже присутствовал на ее московской премьере на фестивале «Золотой Витязь». Рассказывают «Новости культуры».Известно, что Валентин Распутин довольно строго относится к сценическим или экранным интерпретациям своих произведений. Постановку Иркутского драмтеатра называет «более чем хорошей». «Там все есть в тексте, и мне кажется, потому что текст не уродовался, получился этот спектакль», – говорит писатель. Немудреный сюжет – у постели умирающей матери собрались дети, а она вдруг передумала умирать. Словно получила на закате божью милость увидеть свою семью почти в полном сборе. Но младшая Танчора так и не приехала. В ее облике приходит смерть. К инсценировке иркутяне подошли максимально бережно. Ни одного чужого слова – все только из Распутина. Просто иногда художественный текст передается героям, превращается в диалоги или сны. «Валентин Григорьевич написал повесть, будучи очень молодым человеком – лет 35. Он вспоминал, что работалось ему очень легко – когда в деревню понаехали гости, а он спрятался в бане, поставил чурку, подложил газетку, и ему писалось очень легко, – так нам легко ставилось», – говорит художественный руководитель драматического театра имени Охлопкова Геннадий Шапошников. Конечно, гастрольный вариант отличается от оригинала. Актерам пришлось срочно обживать новое пространство. Но московская публика, которая помнит МХАТовский вариант «Последнего срока», осталась довольна. «Наталья Королева играет старуху Анну по-другому, чем МХАТовка Гуляева. Она играет нежную старуху, особенную старуху, может быть, очень талантливую старуху», – замечает искусствовед, театральный критик Вера Максимова. «Это настоящий русский психологический театр, настоящая литература, без которой ничего не может быть. И я рад, что Россия хотя бы в провинции сохраняет то, что мы потеряли в Москве», – признается театровед Борис Поюровский. Повесть «Последний срок» была написана почти сорок лет назад. Но и сегодня она звучит вполне в духе времени. В плане техники и быта мы далеко ушли от маленькой сибирской деревни, а ответов на вопросы, что есть жизнь и для чего она дается человеку, так и не нашли. |