История
Руководитель
Солист
Репертуар
Гастроли
Фотоальбом
Пресса о нас
Партнеры
         
     
 

 

 

 

Алексей Парин о премьере «Бориса Годунова»

В студии «Новостей культуры» музыкальный критик Алексей Васильевич Парин рассказывает о премьере Большого театра – опере «Борис Годунов».

- У Александра Сокурова узнаваемый кинематографический подчерк, и далеко не последнюю роль в его фильмах играет музыка. Получается, что его приход в музыкальный театр был совсем не случайным?
- Можно, наверное, так сказать. Конечно, очень важную и интересную роль в его творческой биографии играет фильм о Федоре Ивановиче Шаляпине, где видно, что для Сокурова пение, музыка – это очень важные компоненты культуры как таковой. И вообще, в других его фильмах, конечно, видны особые отношения с музыкой. Совсем недавно к юбилею Ростроповича он создал фильм, посвященный паре Ростроповича и Вишневской. Так что, может быть, и приход его в оперный театр неслучаен, но мы это узнаем, когда увидим спектакль.

- Тем не менее, у мировых кинорежиссеров есть большой опыт в постановке опер. Корифеи кинематографа обращались к музыкальному театру, и тому много примеров. Чем Вы это можете объяснить?
- Есть взаимное стремление, конечно, у директоров и руководителей опер привлечь кинорежиссеров, которые обладают большим образным языком, который привлечет зрителя. Поэтому и в истории Большого театра были такие случаи: в сороковые годы Эйзенштейн поставил «Валькирию»; позже – в восьмидесятые годы – Бондарчук поставил «Мазепу», это, правда, было не так удачно. Есть и другие, конечно, опыты: Лилиана Кавани; великий Висконти работал с Марией Каллас и сделал ее, в некотором смысле, той Каллас, которой мы ее знаем. Недавно на сцене Парижской оперы Михаэль Ханеке поставил спектакль «Дон Жуан» по Моцарту, который стал действительно очень важным событием в истории культуры.

- Вернемся все-таки к «Борису Годунову». Существует несколько редакций этой оперы. В каком виде она предстанет перед зрителями Большого театра в этот раз?
- До сих пор в Большом театре старый спектакль сороковых годов – это была редакция Римского-Корсакова. К нему все привыкли и думали, что это уже останется навсегда. Но совершенно замечательно, что сегодня на сцене Большого театра будет идти авторская редакция Мусоргского, которая идет уже во всем мире (во всем мире уже перестали использовать редакцию Римского-Корсакова). Это вторая авторская редакция. Известный музыковед Евгений Левашов занимался подробно тем, какую редакцию выбрать. Вместе с Сокуровым и Александром Ведерниковым они обсуждали, какая редакция будет идти. Очень интересно то, что оба спектакля сохранятся на сцене Большого театра: впоследствии будет идти и спектакль Сокурова, и старый спектакль сороковых годов.