|
Глинка Михаил. Петр Вайль о композиторе15 августа в 18:20 смотрите фильм "Михаил Глинка. Сомненья и страсти...".Петр Вайль о Михаиле Глинке: Глинка - таинственная фигура в русской культуре. У него все получалось словно вопреки. Конечно, это потому, что он многое открывал, начинал в своем деле, и конечно, потому что не был профессионалом. В ту пору профессионализм в искусстве в России, по сути, еще не существовал. Пушкин и в этом был первым. У Глинки все выходило как-то мимоходом, само собой. Оттого оставляет такое странное впечатление чтение его автобиографических «Записок». Он, например, подробно описывает какие-то вечера с друзьями и барышнями, а потом вскользь замечает: «Не столь ясны воспоминания мои о том, как писал оперу «Руслан и Людмила». Его принято считать певцом России - и справедливо принято считать. При этом Глинка примерно треть своей творчески продуктивной жизни провел за границей, не скрывая восторгов перед Францией и Испанией. Дело в том, что он не был и идеологом, а - органичным художником огромного таланта, который естественным образом существовал в современном ему мире музыки. А мир этот был европейским. В его сочинениях слышен Бетховен и благозвучные итальянцы. Для Глинки не было сомнения, что Россия в культурном отношении - часть Европы. Он и не считал нужным это доказывать, просто так и творил. В этом смысле Глинка и был музыкальным аналогом литературного гения Пушкина. Они сразу поместили русское искусство в европейский контекст, и для Глинки-художника не было разницы между «Камаринской» и «Арагонской хотой». |