История
Руководитель
Солист
Репертуар
Гастроли
Фотоальбом
Пресса о нас
Партнеры
         
     
 

 

 

 

Оркестрам придется играть тише

С 2008 года для музыкальных оркестров вступит в силу директива, принятая пять лет назад Европейским союзом, ограничивающая уровень шума на рабочем месте 85 децибелами: это сделает работу многих оркестров невозможной, — сообщает Associated Press. Под запрет исполнения могут попасть произведения Бетховена, в частности его ода «К радости», Штрауса, Чайковского, Вагнера, Стравинского и других композиторов.

«Эти правила сделают невозможной работу симфонических оркестров. Как мы с ними сможем играть Малера или Штрауса?» — возмущается Либор Песек (Libor Pesek), дирижер Пражского симфонического оркестра (Prague Symphony). Музыканты упирают на то, что при исполнении некоторых произведений Вагнера труба и туба могут достигать громкости в 110 децибел, а тромбон в 108, и даже виолончель может издавать звук уровня 109 децибел. Не говоря уже о флейте, звук которой иногда достигает 118 децибел.

Распространение подобных правил на музыкантов обсуждалось с 1990-ого года, когда в зоопарке Копенгагена умер представитель редкого вида африканских окапи, родственников жирафов. Животное погибло вскоре после проведения репетиции оперы под открытым небом в близлежащем парке — предположительно от стресса, связанного с громкой музыкой.

Авторы законодательной инициативы утверждают, что директива касается не симфонических оркестров, а других шумных рабочих мест — строительных площадок, фабрик и аналогичных. Такие рабочие зоны, согласно правилам, должны помечаться специальными знаками, а доступ в них — ограничиваться. Ограничения были введены для большинства рабочих мест ещё пять лет назад. Однако для симфонических оркестров это было отложено на более поздний срок — до 15 февраля 2008 года. Это время приближается, и музыканты высказывают законные опасения относительно своей судьбы, тем более что внятных разъяснений от 
Еврокомиссии так и не поступило. В частности, непонятно, будет ли требоваться ограждать места проведения концертов и вывешивать рядом предупреждающие знаки о повышенном уровне шума.

По словам Элисон Рейд Райт (Alison Reid Wright), эксперта по уровню шума, которая консультирует несколько британских оркестров, часть музыкальных коллективов уже пересматривает свои программы с тем, чтобы не допустить превышения уровня шума, предписанного Еврокомиссией. Другие, такие как Австралийский оперный оркестр (Australian opera orchestra), приняли другое решение. Они ограничили время, которое музыканты могут играть громкую музыку — согласно все той же директиве ЕС. Так что первое отделение концерта играет одна группа музыкантов, а второе — другая.