|
«Коппелия» в Большом – история с продолжениемОт трагического до смешного – одна партитура и множество театральных трактовок. Сегодня в Большом театре состоится грандиозная премьера. Комический балет «Коппелия» на музыку Делиба представляет хореограф Сергей Вихарев – тонкий знаток балетных редкостей. В основе спектакля – мрачная новелла Гофмана «Песочный человек». О подготовке премьеры рассказывают «Новости культуры».Главный реставратор старинных балетов Сергей Вихарев, наконец, добрался и до Большого театра. Больше двух месяцев он не выходил из репетиционного зала. Все это время хореограф не расставался с гарвардской партитурой, в которой «Коппелия» расписана до мелочей. «Куда пальчик, куда нога, где пассе, как вытянута нога, куда наклонен корпус. Публика, в основном, не читает это так четко, но специалисты это знают. Зато стиль спектакля публика всегда чувствует», – заверяет постановщик. Пока кордебалет и солисты Большого покоряли новые балетные горизонты, в мастерских Большого боролись с кружевом, газом и воланами. Одевали Коппелию по лекалам XIX века. Это очень жесткий корсет и заниженная юбка. Балерины тогда не показывали ножки выше колена. В подобной пачке современные танцовщицы не выглядят хрупкими, но именно такого эффекта добивалась художник Татьяна Ногинова. «В 1870 году в моде был тюрнюр сзади. Это приводит к тому, что смещается центр тяжести в костюме. Для современной балерины это непривычно», – поясняет она. Кордебалету Большого пришлось переучивать характерные танцы. Мазурку Анастасия Меськова танцевала очень давно, поэтому пришлось начинать заново. «Мазурку танцуем по-питерски. Это немного другой прием», – замечает Анастасия. Для своей реконструкции Сергей Вихарев выбрал версию Мариуса Петипа и Энрико Чекетти 1894 года. На сцене Большого «Коппелию» ставили семь раз, причем последняя постановка была осуществлена более тридцати лет назад. «Спектакли, с которых мы начали, это "Корсар", "Пахита", "Коппелия". Надеюсь, что в ближайшем будущем это будет "Эсмеральда". Это собирание наших корней, собирание нашей истории и возвращение ее на исконное и законное место», – говорит художественный руководитель балетной труппы Большого театра Юрий Бурлака. Сюжет прост: Ганс и Сванильда – влюбленная пара. Дело идет к свадьбе, но не тут то было. У Ганса кругом голова, ведь он влюблен в куклу. Правда, пока он этого не знает, как не знает и ее создателя – мастера Коппелиуса. «Мой Коппелиус, скорее, гениальный чудак. Алхимик, астролог, переживший Французскую революцию и наполеоновские войны», – рассказывает солист Большого Геннадий Янин. Мария Александрова танцует партию Сванильды. Теперь она точно знает, как можно не только наказать, но и вернуть неверного возлюбленного. «Мужчмны всегда такие, и я попыталась в это сыграть. Правда, в жизни мне не приходилось ревновать, но я попыталась вжиться в эту ситуацию. Может быть, если в моей жизни что-то такое случится, я выйду из нее достойно», – говорит солистка Большого. «Коппелия» для Сергея Вихарева – это история с продолжением. Восемь лет назад он поставил ее в Новосибирске и получил «Золотую маску». Теперь «Красавица с голубыми глазами» займет свое место в репертуаре Большого. |