История
Руководитель
Солист
Репертуар
Гастроли
Фотоальбом
Пресса о нас
Партнеры
         
     
 

 

 

 

Пермские сезоны – 2009

Оперные и балетные спектакли, симфонические концерты и джазовые вечера, вернисажи и перформансы, кинопоказы и даже модные дефиле – такова программа Международного фестиваля «Дягилевские сезоны: Пермь – Петербург – Париж». Сегодня этот мультикультурный марафон в четвертый раз стартует в уральском городе, где прошли детство и юность великого пропагандиста русского искусства. «Пермские сезоны – 2009» посвящены столетию легендарных «Русских сезонов» Дягилева в Париже и обещают немало сенсаций. Особым событием фестиваля станет мировая премьера оперы «Один день Ивана Денисовича» по одноименной повести Александра Солженицына. Рассказывают «Новости культуры».

Телогрейки для певцов сшили в театре, но они ничем не отличаются от настоящих. Так же, как и сделанная в бутафорском цехе алюминиевая посуда. Почувствовать время – вот самая сложная задача для артистов. Во время подготовки оперы «Один день Ивана Денисовича» они даже побывали в музее политических репрессий «Пермь-36».

«Было ощущение, что вот здесь поселился холод, так там очень холодно, в этих бараках», – говорит исполнитель роли Ивана Денисовича Павел Брагин.

Идея создать оперу на сюжет повести «Один день Ивана Денисовича» пришла режиссеру Георгию Исаакяну и композитору Александру Чайковскому осенью 2007 года. В феврале следующего они получили благословение самого Солженицына, и через два с небольшим месяца клавир был готов.

«Как-то все неслось так странно. Было очень легко, интересно работать и легко», – замечает Александр Чайковский. Премьеру сочинения композитор доверил пермякам. Дважды на сцене театра шли его произведения – опера «Сестры Прозоровы» и балет «Дама Пик». «Один день Ивана Денисовича» – невероятно сложная для исполнения музыка.

«Там отсылки в классической полифонии XVIII века, к Баху, к духовной музыке религиозной. Без этого не понять, о чем опера. Отсылки к старообрядческим песням и русскому фольклору, к советской песне 1920-х – 1940-х годов. Это и современный музыкальный язык», – поясняет режиссер-постановщик оперы Георгий Исаакян.

Дух иного времени царит в центральном выставочном зале Перми. Бывший танцовщик – а ныне коллекционер Тони Канделоро – представит в рамках фестиваля «Дягилевские сезоны» выставку «Русский балет в фотографиях».

«Это Анна Павлова. Она без макияжа, абсолютно чиста и свободна. Не знала, что когда-то эту фотографию будут демонстрировать. Мы видим не только танцовщицу, но женщину», – рассказывает Тони Канделоро.

Эту фотографию Анны Павловой публика увидит впервые. На других снимках запечатлены фрагменты жизни русского балета, кадры, ставшие историей искусства. Выставка из Италии – исключительное воспоминание о Дягилеве и его артистах.

«Дягилев – уникальная фигура, которой до него не было не только в театре, а вообще в искусстве. Он художник. Свет и перспективу, которые принадлежат живописи, он принес в театр, а искусство пластики соединил в искусством живописи», – заверяет коллекционер.

В этом году пермские «Дягилевские сезоны» посвящены столетию сезонов Парижских, на которых русский импресарио показал Европе «Половецкие пляски».

Специально к открытию фестиваля педагог из Мариинского театра Галина Рахманова вместе с пермской балетной труппой восстановила хореографию Михаила Фокина, и танцевальная сцена из оперы «Князь Игорь» засияла новыми красками.

«Вообще, у зрителя должны бежать мурашки по телу. Жарко делается – танцы заводят. Хореография Фокина – наше богатство, и мы должны его беречь», – замечает Галина Рахманова.

Девять майских дней пройдут в Перми под знаком Дягилева. Зрители уже предвкушают мировые оперные премьеры, уникальные концерты и встречи с яркими личностями.