|
Степан Исаакян: «Самое главное – любить животных»Цирковые номера дрессировщика Степана Исаакяна всегда отличала четко продуманная драматургия и очень талантливые артисты. Исаакян отдавал предпочтение экзотическим животным. Он первым вывел на арену бегемотов, которые ранее считались «нецирковыми». В 1950-х – 1970-х имя Исаакяна не сходило с цирковых афиш не только в нашей стране, но и далеко за ее пределами. Сегодня знаменитому дрессировщику исполнилось 90 лет. Рассказывают «Новости культуры».Трюк с бегемотами очень труден для выполнения, ведь эти животные не могут ходить по неустойчивой поверхности. Впрочем, для Степана Исаакяна, кажется, нет ничего невозможного. В цирке он начинал с каскадерских трюков «мотоциклиста-вертикальщика» – освоил его за неделю. Потом ему неожиданно предложили стать дрессировщиком. «Я не был готов к этому аттракциону», – признается он. Три дня раздумий – и Степан Исаакян уже читал книги по дрессуре, но ни в одной из них не обнаружил информации о бегемотах – именно этих животных он особенно любил. Именно тогда будущий дрессировщик решил: в его номерах будут выступать только экзотические животные. Его первый бегемот – Манук, по-армянски – «малыш». Потом были антилопа Туман, зебра Мальчик, экзотические птицы и змеи. Его зверей настолько любила публика, что в цирке Исаакяну стало тесно. Вместе с режиссером Геннадием Бабушкиным он снял фильмы с животными в главных ролях – «Украли зебру», «Новые похождения Дони и Микки». Их знал, наверно, каждый ребенок в советской стране. Впрочем, на долю Степана Исаакяна выпало и немало трудностей. В цирк он пришел после войны и тяжелейших ранений. Тринадцать из них получил, когда доставлял сверхсекретную почту командарму Буденному. Несмотря на ранения, боевое задание Исаакян выполнил. «Из рук Буденного получил красную звезду», – замечает он. Однажды на гастролях в Ялте бегемот Манук очень сильно травмировал своего дрессировщика. Перед выступлением животному положено сутки находиться в воде, но местный директор цирка попросил дать представление в день приезда. На отдых было отведено всего шесть часов. Исаакян сразу понял: бегемот раздражен. «У него крутилась голова, а я стою. Он схватил меня, клык прошел сюда и сюда, гематома была под сердцем», – рассказывает народный артист СССР. После этого случая Степан Исаакян пролежал в больнице полгода, но больше никогда не повторил такой ошибки. «Все думали, что я сдам его. Нет. Помирились!» – добавляет дрессировщик. Дома у него повсюду бегемоты – игрушки, статуэтки, есть даже ручные работы в единственном экземпляре – точные копии Манука и Шамана. «Студенты пришли ко мне в Ленинграде в цирк и слепили», – рассказывает он. Степан Исакович и сам талантливый художник. Он проиллюстрировал свою книгу «Арена и жизнь», в 1969 году освоил чеканку. Его работы – около полусотни – участвовали в выставках. «Вот этот эскиз я делал на партийном собрании», – показывает мастер. За десятки лет своей карьеры Степан Исаакян вывел безусловную формулу успеха дрессировщика. «Самое главное – любить их, но строго держать, да». |