|
Наталья Осипова готовится к парижскому «Щелкунчику»В Парижской опере рождественские и новогодние праздники проходят под знаком «Щелкунчика». На сцене Пале Гарнье балет Чайковского идет в постановке Рудольфа Нуреева. Версия великого танцовщика выдержана в мрачных гофмановских тонах. Перенасыщенный мистическими символами спектакль – нечастый гость в новогодней афише. Главные партии в этой постановке редко доверяют «гостям». Но сегодня в парижском «Щелкунчике» танцует солистка Большого Наталья Осипова. Как взять Париж, и какие еще вершины готовится покорить восходящая звезда русского балета? Рассказывают «Новости культуры».После премьеры «Эсмеральды» Наталья Осипова имела полное право на отдых, но в репетиционном зале Большого балерина появилась уже на следующий день. С собой захватила диск с записью «Щелкунчика» и репетировала с пультом в руках. «Не знаю, как надо овладеть хореографией, чтобы танцевать», – признается она. Справиться с изощренным нуреевским стилем помогает Сергей Вихарев. В середине восьмидесятых, когда Мариинка приехала в Париж на первые гастроли, Нуреев пригласил труппу на генеральную репетицию «Щелкунчика». Вихарев попал и на премьеру, которую танцевал сам Нуреев. Николай Цискаридзе прошел крещение парижским «Щелкунчиком» в День святого Николая. Возможно, небесный покровитель помогал ему в минуты отчаяния. «То, что касается танцев, это издевательство над артистами, с точки зрения физики и поддержек», – заверяет солист балета Большого театра. Нуреев ставил балет на себя. О своих преемниках не беспокоился. Все поддержки сделаны с учетом его фактуры и физических данных. Парижские танцовщики к нуреевской хореографии привыкли, а вот чужакам, попавшим в Гранд-Опера, приходится несладко. «Сам Нуреев не мог высоко поднимать партнершу, а всем легче поднять и носить. Здесь – на уровне груди. Диафрагма зажата, воздуха не хватает, и ты начинаешь умирать», – поясняет Цискаридзе. Весь балет Наталья Осипова разучивает с нуля. Репетирует без партнера. Матиас Эйман – новая восходящая звезда – ждет ее в Гранд-Опера. На репетиции им отведено всего десять дней, а пока необходимо запомнить порядок движений и удержаться на ногах. «Здесь разные поддержки, сложные. Главное – крепко стоять на ногах», – говорит Наталья. Кроме того, ей нужно перестроиться с Маши в Большом на Клару в Гранд-Опера. Разные имена – разные характеры. Еще через месяц она будет танцевать партию Китри в Ла Скала. Снова Нуреев, и снова все с нуля. Затем на два с половиной месяца Осипова уедет в американский ABT – там у балерины дебюты в «Спящей красавице», «Ромео и Джульетте» и «Дон-Кихоте». На сцене Большого Наталья Осипова появится не скоро. |