|
Художники-маринисты«Марина» как самостоятельный жанр пейзажной живописи сформировалась в начале XVII века, но «золотым» для неё стал романтический XIX. И если мировой океан признан колыбелью человечества, то истоки нового искусства, возможно, стоит искать в загадочных маринах Тёрнера. Число поклонников морского пейзажа среди коллекционеров живописи не уменьшается, а вот художников, работающих в этом жанре, в наши дни – единицы. Сообщают «Новости культуры».Марину - морской пейзаж - придумали в Голландии, это было солидное развлечение для обеспеченных людей: просторы Северного моря на стене тихого бюргерского дома. В России решили сразу: море - дело государственное, труд художника - государева служба, а его задача - живописать военные подвиги российского флота. Все маринисты числились в Морском ведомстве, получали ордена и звания, и немалые. Штатный живописец главного морского штаба Иван Айвазовский к концу жизни стал действительным тайным советником - высший гражданский чин, соответствующий званию адмирала. Павел Климов, ведущий научный сотрудник Русского музея: «Со стороны военных коллег Айвазовский был очень почитаем, известен случай, когда на его день рождения эскадра подходила к Феодосии и салютовала в его честь». Адмирал Айвазовский - это исключение, талант бесспорный. Обычно за место в министерстве боролись и спорили, на государственную живописную службу выстраивалась очередь. В официальные маринисты не попали ни гениальный Куинджи, унёсший в могилу секретный состав своих сияющих красок, ни знатоки водной глади Саврасов и Дубовской. С развитием фотографии флот вообще предпочёл отказаться от услуг художников. Сейчас великих имён нет, но к морю художников тянет по-прежнему. Пётр Конош - выпускник Нахимовского училища, военный в четвёртом поколении - бросил флотскую службу ради мольберта. Конечно, Нева - не море, но тут случай редкий: сегодня на рейде корвет «Стерегущий», такую натуру упустить нельзя. Пётр Конош, художник: «Я родился в Кронштадте, для меня вода - всё. Эта романтика волн - к ней никто не может быть равнодушным. Ни старый, ни молодой, ни женщина. Никто!» Маринистика переживает кризис. Впрочем, как и все традиционные живописные жанры. Морских художников учили писать паруса и тонкие мачты - а перед ними стальная броня и радары. Но живописцы уверены - рано или поздно среди них появится новый Айвазовский, пусть и без адмиральского звания. |