|
«Слово и образ» – выставка в Музее имени Андрея РублеваВыставка «Слово и образ» открылась в Музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. В экспозиции представлено семь десятков русских житийных икон XIV – начала XX веков. Канонические образы святых окружены по полям небольшими завершенными композициями – клеймами. Некоторые эпизоды жития святых, изображенные в клеймах, сопровождаются поясняющими текстами. Рассказывают «Новости культуры».Икона «Апостол Иоанн Богослов с житием» из частной коллекции демонстрируется впервые. Икона уникальная. По преданию, апостол по собственному желанию был заживо погребен на острове Патмос, но через некоторое время его тело из могилы исчезло. Православные считают, что Иоанн Богослов жив до сих пор. Икона иллюстрирует малоизвестные чудеса святого. «Вот здесь гуляют гуси, которые дают нам ощущение того, что это реальное событие. Здесь в пяти клеймах представлено довольно редко изображавшееся чудо. Мальчик-гусопас, который пас гусей, – ему явился Иоанн Богослов и научил его иконописанию. Да так, что в соревновании с царским художником этот мальчик победил», – рассказывает куратор выставки Наталья Комашко. Житийные иконы появились на Руси в XIII веке. Это своего рода иллюстрированная биография святого, самые важные события его земной жизни. Преподобный Серафим Саровский тысячу дней и ночей провел в молитвенном стоянии на камне в лесу, из рук кормил медведя – на одной иконе иногда помещается сто и более таких сценок из жизни. Образ Святителя Николая – редкий случай, когда на русской православной иконе изображено событие из католического варианта жития святого. «Трактирщик, к которому пришли на ночлег три мальчика, разрубил их на куски и засолил их мясо в бочке. Спустя несколько лет к нему пришел странник. Это был Святитель Николай, который попросил угоститься: "Ты мне вот из той бочки дай". А трактирщик уже про это забыл. И вот тогда он стыдился и раскаялся, а святитель Николай воскресил этих трех отроков», – продолжает Наталья Комашко. В отличие от Запада, в России почитание икон всегда было одним из главных проявлений религиозности, любви русского народа к своим святыням. Иконы, иллюстрирующие путешествие святынь, – давняя традиция христианской культуры. «Сказание о Тихвинской» – иконописец изобразил реку Тихвинку и города, в которых являлся чудотворный образ. «Россия богословствовала образами. И для нас избушка Сергия или Крест на месте кельи Кирилла Белозерского гораздо важнее всей многосложной и многотомовой догматики. Мы северная нация. Мы молимся и ждем чуда», – говорит директор музея Геннадий Попов. Чудеса сопровождали святых на протяжении всей их жизни. Иконописцы не скупились на краски. |