|
Беседа о вечности в Театре Вахтангова«Театр должен говорить о добром и вечном», – утверждает новый художественный руководитель Театра имени Вахтангова Римас Туминас. «Беседой о вечности» можно назвать и сегодняшнюю премьеру вахтанговцев. Две одноактные пьесы современных европейских авторов – «Последние луны» Фурио Бордона и «Тихая ночь» Гарольда Мюллера – режиссер представил как спектакль в двух действиях. Постановка задумывалась как бенефис двух вахтанговских звезд – Ирины Купченко и Василия Ланового, и все же главным основанием для необычного режиссерского решения стала тема, объединяющая обе истории. Современное российское общество предпочитает не задумываться о неизбежном финале «праздника жизни». Рассказывают «Новости культуры».В пьесе «Последние луны» читается банальный, хрестоматийный конфликт отцов и детей: сын отправляет отца, героя Василия Ланового, в дом престарелых. В «Тихой ночи» героиня Ирины Купченко уже живет там и отчаянно ждет Рождества – волшебного времени, когда сын забирает ее оттуда. На самом деле, эту историю можно трактовать совсем по-другому: как повествование о том, как страшно и одиноко стареть, и в то же время, как это естественно, неизбежно и прекрасно. «Их праздник жизни продолжается. Он не заканчивается, даже когда меняются обстоятельства. Труднее всего начать жизнь снова, может быть, поступить иначе», – говорит Туминас. Вообще, в современном обществе тема старости редко пробивается к зрителю. В театре и кино куда как проще говорить о проблемах полового созревания. «Хватит ржать, как сказали в фильме "12" у Михалкова. Давайте уже серьезно подумаем и Новый год встретим с добрыми побуждениями и переоценим наше отношение к родителям, к ветеранам», – призывает заслуженная артистка России Елена Сотникова. Римас Туминас, конечно, не остросоциальный режиссер. К тому же он склонен поэтизировать ожидание или предчувствие смерти. Он будто рассказывает страшную, пронзительную сказку к Рождеству. Как «Девочка со спичками» у Андресена. Совсем по-другому показывает будни пожилых людей Алвис Херманис в своем знаменитом спектакле «Долгая жизнь», в котором играют молодые актеры. На них совсем нет грима, но они аккуратно и точно воссоздают пластику стариков. Без лишней сентиментальности. Режиссер практически документально передает быт и даже запах пожилых людей. А вот в театральном проекте француза Дидье Руиза участвуют реальные герои – те кому за семьдесят. Они сами рассказывают со сцены свои истории. Спектакль показывали на только что завершившемся фестивале NET. В немецкой картине «На девятом небе» режиссер Андреас Дрезен обнажает не только души, но и тела возрастных персонажей. Они встретились и полюбили друг друга, и даже возраст не стал помехой для интимных отношений. Немецкий режиссер показывает это с отчаянной смелостью, ведь старость кажется неполиткорректной темой. Современному молодому зрителю неприлично и страшно даже думать об этом, не то, что смотреть в кино или театре. |