|
"Культурная революция". Петр Вайль: "Культура – это провокация"NB! Петр Вайль: "Культура – это провокация"У всех программ «Культурная революция» замечательные названия. Не стоит обсуждать каждое в отдельности, но стоит отметить, что каждый заголовок – это провокация. Это может вызывать некоторое раздражение, негодование. Что это вдруг за утверждения такие – «Интернет- конец культуры»? У всех программ «Культурная революция» замечательные названия. Не стоит обсуждать каждое в отдельности, но стоит отметить, что каждый заголовок – провокация. Это может вызывать некоторое раздражение, негодование. Что это вдруг за утверждения такие – «Интернет - конец культуры»? Но дело в том, что культура – всегда провокация. И все выдающиеся художники были великими провокаторами. И Пушкин, который вдруг стал писать так, как до него не писали. И Маяковский, который требовал сбросить Пушкина с корабля современности. И Малевич, который выставил «Черный квадрат» и всех поразил. И Ван Гог, который черт знает какими мазками писал, чего не делал никто раньше. Но самое примечательное, что любая выдающая провокация со временем становилась институцией. Институцией стал Пушкин. Институцией стал Маяковский. По квадратам Малевича, в конечном счете, смоделированы современные города. Мейерхольд, который потрясал своим новаторством в театре, теперь считается классикой. Когда Алексей Герман снял своего «Хрусталева» и показал на Каннском фестивале, там просто никто не понял, что происходит, а сейчас те же французы включили этот фильм в число лучших ста фильмов за всю историю кино. Что это значит? Это значит, что в истоке культуры – провокация, и значит, это ее неотъемлемая часть. |