История
Руководитель
Солист
Репертуар
Гастроли
Фотоальбом
Пресса о нас
Партнеры
         
     
 

 

 

 

Сошальский Владимир. К 80-летию актера

Более 50 лет Владимир Борисович Сошальский был актером Центрального театра Российской Армии, на сцене которого он сыграл десятки ролей. Много снимался в кино, в том числе в таких фильмах, как: "Анна на шее", "Отелло", "На графских развалинах", "31 июня", "Дуэнья".

14 июня в 14:35 была показана телевизионная программа Елены Никитан "Голос одинокой скрипки", в 15:15 художественный фильм с участием Владимира Сошальского "Дуэнья".

Талант к лицедейству у маленького Володи Сошальского проснулся рано. Все детство он провел за кулисами. Его мать, известная питерская актриса Варвара Розалион-Сошальская, возила с собой сына на все гастроли. Просто потому, что оставить его было негде и не с кем.

– Проказничал я страшно, – вспоминал Владимир Сошальский. – Ходил по гримеркам, примерял разные костюмы. Мне, пятилетнему мальчишке, все это было безумно интересно. Но после одного случая о подобных выходках пришлось забыть. Произошло это во время гастролей маминого театра в каком-то южном городе. Шел спектакль «Привидение» по пьесе Ибсена, вещь серьезная и местами трагическая. По сценарию, один из героев пьесы сильно хромал. Актеру, который играл эту роль, привязывалась к ноге специальная такая деревяшка. И вот он отыграл свою сцену, отвязал деревяшку и ушел. Я же пробрался в гримуборную и от нечего делать прицепил «ногу» себе. Да так и пошел гулять за кулисами. Брожу, нигде никого нет. И тогда решил пробираться к людям «по звуку». Звук, само собой, шел со сцены.

Сильно хромающий маленький мальчик вышел «к людям» в тот момент, когда актер Георгий Еремеев играл сложнейшую сцену сумасшествия своего героя Освальда. Испуганно озираясь и щурясь от света софитов, мальчик побрел по краю кулис через всю сцену. Надо ли говорить, что трагический монолог Освальда сопровождался гомерическим хохотом публики? Спектакль был сорван.

За этот «дебют» Володе очень сильно досталось от мамы. Она постоянно повторяла: «Боже, какого идиота я родила! Боже, за что мне такое наказание?» Да и ей самой, судя по всему, тогда крепко попало. С тех пор его одного за кулисами не оставляли.

Но было уже поздно. Единожды почувствовав магическую силу сцены, оценив обращенные только к нему аплодисменты публики, Сошальский решил для себя: буду актером. Еще не закончив школу, он поступил в питерскую студию Театра юного зрителя, которой руководил Александр Брянцев. Здесь же, в Театре юного зрителя, сыграл свою первую по-настоящему звездную роль.

Сошальский: Когда ТЮЗ принял к постановке спектакль «Ромео и Джульетта», Александр Александрович Брянцев сказал, что мне надо попробоваться на главную мужскую роль. Вроде как меня хотел посмотреть режиссер спектакля. Вместе со мной на пробы пришли человек пять-шесть. Честно признаюсь, роль Ромео меня, совсем зеленого и глупого мальчишку, не прельщала. В студии я в это время играл Незнамова в спектакле «Без вины виноватые», я весь был в этой роли, к тому же мне очень не хотелось учить монологи в стихах. А уж тем более во время спектакля ходить по сцене в обтягивающем трико на своих тоненьких ножках. Короче, на пробах я быстренько прочитал какой-то кусочек из «Ромео и Джульетты» и был таков.

На роль Ромео в итоге был утвержден именно Владимир Сошальский. А на следующее утро после премьеры семнадцатилетний мальчишка проснулся знаменитым. Около его подъезда мгновенно появилась толпа поклонниц, которые дневали и ночевали в надежде увидеть своего кумира.

Сошальский: Хотите – верьте, хотите – нет, но эта толпа поклонниц меня очень раздражала. Я просто ненавидел, когда эти девочки бегали за мной по Ленинграду с криками: «Вовка идет!» Свита человек в пятнадцать – двадцать сопровождала меня повсюду. Я, бывало, остановлюсь да как крикну: «А ну-ка хватит за мной ходить!» Они поотстанут, а потом опять нагоняют. Помню такой случай. Я иду по Невскому и вдруг вижу: навстречу мне – Николай Симонов, который сыграл Петра Первого. Глыба, величина! Мы равняемся с ним, и дядя Коля, иронически глядя на мое окружение, лишь усмехается: «Да, когда идет Вовка, мне здесь делать нечего». Тогда я готов был провалиться сквозь землю от стыда. Хотя… Были и приятные моменты в этом почитании.
По крайней мере мои поклонницы не дали бы мне помереть с голоду. Послевоенные времена – не самые хлебные, а эти девочки меня постоянно подкармливали. Бывало, вызовут меня из квартиры: «Эй, Вовка, выходи, посмотри-ка, что здесь есть!» – а сами убегут. Я выхожу на лестничную площадку, а там все заставлено баночками с соленьями-вареньями.

Довольно скоро о «питерском Ромео» стало известно в Театре Советской Армии, где тогда проходили армейскую службу подающие надежды молодые актеры. Поэтому когда Сошальскому пришла повестка из военкомата, он уехал служить в Москву. Компания сослуживцев подобралась достойная: Алексей Баталов, Всеволод Ларионов.
Московская жизнь так закрутила-завертела Сошальского, что о переезде обратно в Питер не могло быть и речи. Хотя родной город продолжает сниться ему по ночам до сих пор.

Сошальский: Театр Советской, а сейчас уже Российской армии стал моей самой большой привязанностью. Здесь были мои роли, здесь был мой зритель. Звали меня и в другие театры, я даже проходил пробы в Малый. Но там, в конце концов, испугались меня брать: мол, слишком хорош, все роли отобьет у ведущих артистов. В результате я вот уже пятьдесят три года остаюсь преданным Театру Российской армии. Первый год после окончания службы меня приютил у себя в квартире главный режиссер театра Алексей Попов. Потом я получил собственную квартиру – маленькую, но свою. Ролями и в театре, и в кино меня не обделяли. Так что на актерскую судьбу мне просто грех жаловаться. Лишь однажды был случай, когда роль, о которой я мечтал, так и осталась мною несыгранной. Я репетировал во втором составе главного героя в водевиле «Ринальдо идет в бой». Роль хорошая, как раз для меня – с песнями, танцами. После одного из прогонов музыканты из оркестра, отложив в сторону инструменты, долго мне аплодировали. Вещь небывалая! Но актеры – народ честолюбивый, конкурентов порой не признающий. Уже заслуженный в то время актер Даниил Сагал, который играл в основном составе, мою кандидатуру отклонил. Мол, Сошальский – парень молодой, будут у него еще и другие роли. Вот это было для меня настоящей трагедией. Помню, я спрятался за кулисами и, не стесняясь, рыдал в голос. Актер Сергей Шакуров, который в то время проходил службу в нашем театре, нашел меня за одной из декораций и долго-долго успокаивал. Иногда мы с Шакуровым до сих пор смеемся над той нашей встречей.

В кино Владимир Сошальский снимается с конца 40-х. Наиболее известные фильмы: «Тарас Шевченко» (Момбелли), «Отелло» (Кассио), «Укрощение строптивой» (Транио), «Эскадра уходит на Запад» (Гришин-Алмазов), «Марк Твен против…» (полковник Патерсон), «Дуэнья» (Карлос), «Инспектор Лосев» (Сокольский), «Прохиндиада, или Бег на месте» (Тимофей Тимофеевич), «Жизнь Клима Самгина» (Безбедов), «Мышеловка» (Паравичини), «Сердца трёх» (слепой разбойник), «История Аляски» (отец) другие. Озвучивал Бегемота в мультфильме «Ну, погоди!».
Народный артист России (1988).

Актер умер на 79-м году жизни после продолжительной болезни, 11 октября 2007 года.

Ушел из жизни Владимир Сошальский >>