|
БДТ показал в Москве спектакль «Власть тьмы»В Москве продолжаются гастроли петербургского Большого драматического театра имени Товстоногова. Сегодня на сцене Малого театра показали постановку Темура Чхеидзе по пьесе Льва Толстого «Власть тьмы». Пугающую историю о жизни российских крестьян, ставить в России долго не дозволялось. Премьера прошла в Париже. Потом пьесу играли на разных европейских сценах, и только в 1895 году она была впервые сыграна на родине автора и героев. Постановку осуществили на той самой сцене, где сегодня блистает БДТ. Более сотни лет спустя театр снова обращается к истории об искушении, преступлении и покаянии. Рассказывают «Новости культуры».Темур Чхеидзе в сильном беспокойстве – как примут его любимое детище в Москве, на сцене, где эта пьеса шла не раз? Среди всех гастрольных спектаклей именно к этому режиссер относится наиболее трепетно. «Как, наверное, бывает к больному другу. Кроме любви, уберечь хочется. В основном, не ходят на "Власть тьмы". Мне это больно, ведь это хороший спектакль», – заверяет Темур Чхеидзе. Освоить сцену Малого театра художнику-постановщику не так просто. В БДТ сцена вытянута по вертикали, а здесь – по горизонтали. Спектакль оформлен просто, даже аскетично. Геометрические формы – треугольники крыш, прямоугольник с воротами, круг солнца, лучи которого в финале пробивают тьму. Деталей немного. У художника не было цели воссоздать деревенский быт. «Это театр. Хотя все сделано из дерева и по пропорциям, и по культуре. Но это театр, это философия деревни, скорее, философия России», – говорит народный художник России Эдуард Кочергин. «Коготок увяз – всей птичке пропасть» – так звучит подзаголовок пьесы Толстого, который часто опускают. Чхеидзе его оставил. В этой постановке тьма вступает в свои права постепенно, но неумолимо затягивает персонажей. Переступил черту один раз – еще даже не поступком, а одним намерением, – и потянется цепь преступлений одно за другим. Единственная светлая личность – старик Аким. «Для меня Аким – островок свободы духа человека. Этот косноязычный ассенизатор парит в небесах, и это самое удивительное для меня в этой пьесе», – замечает народный артист России Валерий Ивченко. Чем всегда славился БДТ, так это откровенным разговором со зрителем о самых насущных, самых сокровенных вопросах бытия. Эту миссию он по-прежнему исполняет с достоинством, с актерским блеском, с режиссерской точностью. |