|
Стадлер Сергей и Максим Викторов на "Худсовете"23 ноября 2004 годя гостями рубрики «Худсовет» были Сергей Стадлер и Максим Викторов.В 2003 году в мире состоялось четыреста конкурсов пианистов. Это значит, что каждый будний день, а в выходные даже дважды, кто-то становился обладателем гран-при того или иного конкурса. Скрипачам по части музыкальных соревнований везет куда меньше, или везло, потому что в Москве во второй раз проходит Конкурс скрипачей имени Паганини. Стать участником творческого соревнования могут все, есть лишь нижняя возрастная планка – 14 лет. В финал выйдут шесть человек. Победителей будут награждать статуэтками Паганини с бронзовой, серебряной и золотой скрипками, но самое главное не это: виртуоз-победитель в течение года может играть на лучшем в России инструменте – скрипке Страдивари, которая принадлежала скрипачу и композитору Генрику Венявскому. - Максим Валерьевич, это ведь огромная честь и необыкновенное удовольствие для скрипача целый год играть на скрипке Страдивари. Но кроме этой ответственности и чести, что еще дается? Максим Викторов: - Конкурс музыканту дает уверенность в себе. Наверное, прежде всего конкурс дает музыканту ощущение того, что он нужен. Играть на скрипке Страдивари – это, безусловно, честь, но она дается колоссальным трудом. - И этот труд, прежде всего, исполнять произведения Паганини. Говорят, что это доступно только истинному виртуозу. Как показывает опыт прошлого года, есть такие виртуозы? Сергей Стадлер: - Ну они время от времени должны появляться, хотя имя Паганини недосягаемо, это символ скрипичного искусства. И мне очень приятно, что именно это имя носит конкурс. В Москве это новое начинание, большое международное соревнование. Я думаю, этот конкурс не только само по себе состязание интересных скрипачей, но это еще возможность привлечь любителей скрипичного искусства, любителей музыки к скрипке и к Москве, потому что Москва – одна из скрипичных столиц мира. - Когда Вы в прошлом году слушали выступления конкурсантов, Вы часто удивлялись, часто было такое ощущение: «Как, Боже, он(она) играет!» Сергей Стадлер: - Вы знаете, личность в искусстве, проблема личности в искусстве, она всегда была, и она в зависимости от состояния человечества поворачивается разной стороной. Сейчас такие вещи бывают крайне редко. Притом что общий средний уровень участников все время растет. - Но конкурс призван, естественно, такие таланты открывать. Как Вы думаете, российская исполнительская скрипичная школа по-прежнему впереди планеты всей? Мы можем так с уверенностью заявить? Максим Викторов: - Российская, русская, скрипичная школа является фундаментом любой скрипичной школы, которая в мире, наверное, существует. Это касается, например, скрипичной школы в Соединенных Штатах после 18-го года, как Дауэр с частью своего класса туда эмигрировал. Это касается и современных преподавателей, которые сегодня по всему миру преподают. Это в основном русская скрипичная школа. Сергей Стадлер: - Хотя это притом, что мы очень много потеряли, сейчас мир стал маленький. Можно обедать в Париже, ужинать в Нью-Йорке, поэтому понятие школы немножко стирается. Мне кажется, что на данный момент очень важно, кто на данный момент конкретно преподает в учебных заведениях. - То есть на первый план выходит личность преподавателя? Сергей Стадлер: - Она всегда была так. Жалко только, что многие российские замечательные педагоги преподают не в Москве, а где-то в других странах. - Когда Вы слушаете конкурсанта, Вы можете угадать почерк мастера, его учителя? Сергей Стадлер: - Конечно. Беседу вела Полина Ермолаева. |