|
Мартин Крид приехал в столицуВ российскую столицу приехал Мартин Крид, лауреат премии Тёрнера, престижнейшей премии Великобритании за достижения в сфере современного искусства. Приехал он на открытие выставки своих работ в Московском музее современного искусства. Уроженец Шотландии, живёт в Италии, умеет озадачить публику парадоксальностью своих лаконичных произведений. Умеет поставить вопрос, который можно посчитать основополагающим в культуре наших дней: что мы готовы воспринимать как произведение искусства? На его лекции работала съемочная группа «Новостей культуры». «Всё будет хорошо», - гласит неоновая вывеска на фасаде Московского музея современного искусства – вещь Мартина Крида за номером 1081. Мартин Крид, художник (Великобритания): «Названия это спекулятивная попытка задать интерпретацию произведению искусства. Это очень претенциозно. Чтобы этим не заниматься, я решил все свои вещи просто нумеровать». Так, вещь номер 227, которая принесла ему в 2001 году премию Тёрнера, – это пустая комната, в которой свет секунду горит, секунду не горит. Мартин Крид: «Это важная идея – произведение искусства как фон. Люди гораздо интереснее. Представляете, как они озадачены в этой комнате? Могут смотреть друг на друга, возмущаться вместе». Словом, он против того, чтобы загромождать мир вещами: поэтому он может пронумеровать и смятую бумажку, и забитый в стену гвоздь, и даже человека, который за единицу времени бежит через зал галереи Тейт Британ. Мартин Крид: «Вам кажется, это радикально? Что вы! Это очень традиционно! Мы же приучены смотреть на тела атлетов как на произведения искусства античности. Просто в данном случае это не скульптура, а живой человек». А еще Мартин Крид – музыкант, он выпускает диски и у него есть своя группа. Но он и в одиночку может музицировать. Любая песня – из одной фразы. «В чем смысл?» - вопрошает Крид, или советует «Передай другому». Монотонно так, ритмично. Мартин Крид: «Я люблю ритм. В этом мире, где все такое хаотичное, бесконтрольное и неупорядоченное, ритм – единственное, что меня успокаивает». Потому восемь метрономов в ряд – это, безусловно, произведение искусства, и смех человека, который никак не может остановиться, и ритмичное мигание света, и ритмичное движение штор на окне – открылись-закрылись, и даже покачивание на качелях, все это – тоже произведения искусства. Мартин Крид: «Понимаешь, ритм, номера, - всё это вроде забора, через который я смотрю на мир, и который меня от мира защищает». Своё кредо Мартин Крид излагает в ответ на меткие вопросы арт-критика Дэвида Рифа. Из беседы становится понятно, что концептуалист – очень уж условное определение для этого художника, на самом деле, он мастер выкидывать номера. Мартин Крид: «Я не верю, что эмоции и идеи можно отделить друг от друга, поэтому я и в концептуальное искусство не верю. Для меня любой художник – экспрессионист: он выражает одновременно свои чувства и свои идеи». Мартин Крид вообще такой свободный и расслабленный, что часть работ для московской выставки ненароком отправил… в Гонконг. Впрочем, волноваться не стоит, их уже вернули обратно. Но и ожидать, что содержимое этих коробок заполнит пустоту музейных залов, право, не стоит. |