История
Руководитель
Солист
Репертуар
Гастроли
Фотоальбом
Пресса о нас
Партнеры
         
     
 

 

 

 

Георгий Франгулян работает над памятником Бродскому

Работы скульптора Георгия Франгуляна можно увидеть по всему миру. Его «Пушкин» установлен в Брюсселе, «Петр Первый» – в Антверпене, а «Ладья Данте» причалила у итальянского острова Сан-Микеле близ Венеции. Для Москвы он создал памятник Араму Хачатуряну и сразу два изваяния Булата Окуджавы. Новый проект скульптора посвящен Иосифу Бродскому. История этого замысла и его воплощения – в репортаже «Новостей культуры».

Дорогу на завод «Артлит» Франгулян найдет с закрытыми глазами. Там отливали «Ладью Данте», памятник Хачатуряну. Сейчас в работе находится одна из частей скульптуры Бродского. «Я в основном сам отливаю все памятники», – замечает Франгулян.

На заводе мастер бывает редко и сразу включается в рабочий процесс. «Когда надо проработать воск, когда начинается сборка, свариваются основные куски», – рассказывает он. Литейный цех для него как мастерская. Среди сотен чужих работ он моментально находит свои.

На заводе находится только часть будущего памятника. Основную фигуру Бродского Франгулян отливает в cвоей мастерской, а здесь в работе многофигурная композиция – так называемый фон. Первая часть собрана, а вторая пока разбросана по всему цеху. «Это все из бронзы, это все литая бронза», – поясняет скульптор.

Идея могла зависнуть в воздухе, если бы не авантюризм Франгуляна. Четыре года назад он сделал эскизы памятника Бродскому для конкурса в Санкт-Петербурге. Не дождавшись результатов, Франгулян отлил в бронзе фигуру поэта. «Я сделал ее сам, на свой страх и риск, и была выставлена фигура в музее, на моей персональной выставке», – говорит мастер.

Проект, отвергнутый Петербургом, приняла Москва. Франгулян получил официальный заказ. Место для памятника Бродскому нашли возле Новинского бульвара. «Машины будут идти, и вы даже из машины будете воспринимать в пространстве это движение постоянное», – заверяет Фларгулян.

На макете можно увидеть всю скульптурную композицию. Два уровня символизируют жизнь поэта в Советском Союзе и в эмиграции. Площадка из гранитных плит – как в Венеции, где на острове Сан-Микеле похоронен Бродский. «Почему плоская фигура – потому как это не плоть. Бродский говорил: "Я вернусь в эти камни, но не в плоти". Это не плоть, а пристанище духа"», – говорит Франгулян.

Во дворе мастерской сразу две бронзовые фигуры поэта. Разница только в размерах. В этом дворе Репин писал «Запорожцев». Три года Серов брал у него уроки рисования. Франгулян работает там с 1976 года, там его идеи обретают воплощение и уходят в жизнь.