|
"Пиковая дама": Петр Вайль об опереПисатель Петр Вайль:Русская опера на мировой, в частности, на американской сцене - явление особое. Русская музыка в широком смысле - это как раз дело повседневное и повсеместное. Чайковский, может быть, вообще самый популярный композитор в Соединенных Штатах. Например, любимейший в Америке праздник Рождества – это, в первую очередь, «Щелкунчик», без «Щелкунчика» Рождество не обходится. В Нью-Йорке хорошо помнят, что именно Чайковский открывал в 1891 году лучший, самый знаменитый здесь, музыкальный зал Карнеги-холл. Такие вещи, как Шестая симфония, «Детский альбом» не сходят с афиш. Другое дело - оперы. Опять-таки не только Чайковский, но и Шостакович, и Прокофьев, и Стравинский в постоянном концертном репертуаре. А в оперном, пожалуй, только две оперы – это «Борис Годунов» Мусоргского и как раз «Пиковая дама» Чайковского. Где-то в отдалении, наверно, «Евгений Онегин», остальные еще дальше. Так сложилось. И, может быть, главная роль в том, что остальное тоже подтягивается в постоянный репертуар, как раз Валерия Гергиева. И не только Гергиева. Но и оперных исполнителей: Марии Гулегиной, Галины Горчаковй. Ольги Бородиной, Сергея Лейферкуса, Дмитрия Хворостовского. Это они сделали русскую оперу фактом музыкальной жизни, чего, в отличие от остальной русской музыки, раньше не было. Наверное, у музыковедов и музыкальных профессионалов есть какие-то правильные профессиональные объяснения этому феномену, с дилетантской же точки зрения можно высказать такую доморощенную загадку. Опера в большей степени, чем балет, где важна дисциплина, - это искусство свободы. Без свободы, самой прямой свободы - свободы ездить, слушать, что называется, показать себя и посмотреть людей, обмениваться, сотрудничать - делать нечего. Вот когда эта свобода началась, тогда началась эпоха русской оперы за границей. Смотрите телеверсию оперы П.И. Чайковского "Пиковая дама" в постановке Метрополитен Опера 16 мая, в 16.10. Дирижер Валерий Гергиев. Главные партии – Пласидо Доминго, Элизабет Зедерстрем, Галина Горчакова, Дмитрий Хворостовский. |