История
Руководитель
Солист
Репертуар
Гастроли
Фотоальбом
Пресса о нас
Партнеры
         
     
 

 

 

 

Роом Абрам. "Строгий юноша"

Ещё Педро Кальдерон сказал, что жизнь есть сон. Если так, то и кино как отражение реальности - есть сон.
Сновидческую природу кинематографа отмечали и использовали многие великие режиссёры: Ингмар Бергман, Ален Рене, Федерико Феллини, Андрей Тарковский… Начиная с «Земляничной поляны» Бергмана, вышедшей в пятьдесят седьмом, все шестидесятые годы прошлого века большой кинематограф будоражила тема снов.
В это же время в нашей стране на экранах появился фильм Абрама Роома «Строгий юноша». Картина оказалась близка самым смелым и талантливым изысканиям кинематографа того времени. Только вот снята она была… тридцать лет назад!

Сценарий «Строгого юноши» принадлежит перу замечательного писателя и драматурга Юрия Олеши. Считается, что это его лучший сценарий…
Абрам Матвеевич Роом ко времени создания «Строгого юноши», к 35 году, уже успел впасть в немилость к власти.
Свой первый полнометражный фильм - «Бухту смерти» - Роом делал параллельно с Эйзенштейном, выпускающим «Броненосца Потёмкина». Оба режиссёра практически в одно и тоже время проводили в Одессе съёмки. А затем монтировали в Москве, в соседних монтажных. Обе картины о революции, в центре обеих картин военные корабли…
В итоге «Броненосец Потёмкин» - картина, обласканная временем и властью. А «Бухта смерти» Роома встречена холодно. Слишком живыми оказались герои фильма, слишком настоящими и сложными проблемы. Роом не хотел играть в революционный миф.
Годом позже Роом делает картину «Третья Мещанская». Ныне - это бесспорная классика кино. Фильмом восторгается уже не одно поколение зрителей. Однако тогда, в 27 году, картина вызвала много нареканий.
Ведь в центре сюжета стояла весьма сомнительная для советских граждан интрига: «любовь втроём»… Друг влюблялся в жену своего товарища. Жена отвечала взаимностью. Но при этом продолжала любить и своего мужа. Вот и получалась любовь втроём. А в финале женщина не доставалась никому. Она уезжала от обоих мужчин навстречу новой, неведомой и свободной жизни.

Киношное начальство недолго терпело подобные экзерсисы режиссёра. В конце концов, Роома «ссылают» в Киев.
На «Украинфильме» Роом и создаёт ещё одно кинематографическое чудо, имя которому - «Строгий юноша».
«Строгий юноша» - это фантастический фильм. В буквальном смысле слова. Действие картины происходит в прекрасном, недалёком будущем. Время действия авторами точно не указано. И сделано это вполне сознательно.
С одной стороны, живы ещё отмирающие персонажи прошлой эпохи: Приживальщик, «подчёркиватель неравенства» Фёдор Цитронов, да и сам доктор Степанов – гениальный отголосок ушедшего несовершенного времени.
С другой стороны, уже народилось новое племя идеальных людей. Они подобны героям Древне-Греческих мифов. Сложены как боги, как цари. Их тела вылеплены как белокаменные античные изваяния. Они величаво проходят мимо статуй новой прекрасной эпохи. Мчатся на колесницах… Бросают диски…
И влюбляются они в женщин, похожих на древних богинь… Выходящих, подобно Венере, из пены морской.
Но эти молодые люди прекрасны не только телом. Главное, они прекрасны душой. Они стремятся к абсолютному идеалу: совершенству и тела, и души. Создают кодексы морального поведения. Кодексы чести. И в эти кодексы помимо обычных пунктов: ясности цели, настойчивости и твёрдости характера, неожиданно вплетаются великодушие, сентиментальность и уж совсем диковинным узором вплетается сюда целомудрие.
Другой кодекс проповедует красивая девушка-подросток. Это по сути ничто иное, как ницшеанство. Теория, по которой нельзя сдерживать свои порывы и желания: хочешь опрокинуть стакан - опрокидывай. (Эту юную ницшеанку сыграла Валентина Серова - будущая звезда советского кинематографа).
Действие фильма происходит в странном времени и месте, в эпохе вечного соревнования, вечных олимпийских игр, вечного совершенствования. В том, «как бы всё могло быть»… В сказочном сне.
Но оказывается и в сказочном сне есть свои сложности.
Сам Роом говорил, что делает философский, проблемный фильм. В его идеальном месте исчезает власть денег, исчезает классовое неравенство, нарождается новое племя… Однако оказывается, что равенство невозможно само по себе. Как ни старайся, как ни тренируй новое поколение, как его ни воспитывай его, какую пропаганду не проводи с ним, - невозможно создать двух одинаковых людей.
И самое важное - даже в самом идеальном обществе будет неразделённая любовь.
В “Строгом юноше” Роом возвращается к своей главной теме - теме неразделённой любви, теме «любви втроём».
Молодой комсомолец влюбляется в жену пожилого профессора, гения хирургии.
При этом доктор-гений, подобных которому нет, оказывается более мелкой личностью, чем «строгий юноша», подобных которому, казалось бы, много…
И как всегда у Роома, герои стоят перед важным и сложным моральным выбором.
И получается, что в идеальном пространстве появляется ещё одно более идеальное пространство. Сон во сне… Здесь сновидческая природа фильма возводилась в иную степень.
Фильм рождался непросто. Он прошёл долгий путь от первоначального сценария – «пьесы для кино», как называл его Олеша, - до конечного результата. Название «Дискобол» превратилось в «Волшебного комсомольца» и только потом стало самим собой - «Строгим юношей».
Картина у Роома и Олеши получилась сложная и зыбкая. Будущее, похожее на сон, вплеталось в сон героя…
Операции проходили в присутствии зрителей…
Кованные и витиеватые решётки забора были огромны и бесконечны, как сны…
На балконах города жили полубезумные гениальные композиторы…
Картина получилась сложная и зыбкая. Получился настоящий шедевр. Роом в предвкушении успеха после первых показов на студии слал радостные телеграммы Олеше…
Но радости авторов не суждено было исполниться в полной мере.
В газете «Кино» 28 июля 1936 года был напечатан текст «Постановления треста «Украинфильм» о запрещении фильма «Строгий юноша». В вину картине вменялся формализм, отрыв от действительности, неясность концепции.

Шедевр обогнал своё страшное время и был положен на полку.
Его достанут и оценят лишь спустя тридцать лет. И фильм будет казаться абсолютно современным. Остаётся он таким, как ни странно, и по сей день, через целых семьдесят лет, в год стодесятилетия его создателя, большого режиссёра с непростой судьбой, Абрама Матвеевича Роом.

(По материалам программы "Шедевры старого кино", материал подготовлен Евгением Сулесом).