История
Руководитель
Солист
Репертуар
Гастроли
Фотоальбом
Пресса о нас
Партнеры
         
     
 

 

 

 

Очень советское кино. "Счастливый рейс"

В истории кино есть фильмы, которые зрители признают народными, а критики называют классическими. От такого кино в памяти остаются яркие образы, впечатляющие кадры, оригинальные решения. Однако в разные времена выходило огромное количество фильмов, которые остались незамеченными.
Как ни странно, их ценность проявляется с течением времени – они становятся историческим документами, хранящими «дух эпохи», и своеобразным учебником истории для новых поколений. Один из таких фильмов - «Счастливый рейс» - будет показан в рамках программы «Шедевры старого кино» 9 марта в 11:00.

Киновед Владимир Дмитриев рассказывает: «Случайно попадающие в кадр дома, случайно попадающие в кадр прохожие, случайно попадающие в кадр улицы… Это то, что никогда уже не вернется, это некая реальность настоящей жизни. Сюжет может быть придуман, а изображение - настоящее, естественное и в этом смысле единственное. Что-то уходит навсегда, но что-то сохранилось - поэтому мы должны быть благодарны».

Действие музыкальной комедии «Счастливый рейс» разворачивается на фоне послевоенной Москвы. Правда, случайные прохожие в кадр не попадают – это становится возможным позже, в фильмах оттепельной «новой волны». Зато можно увидеть, что на московских улицах много автомобилей, почти все – трофейные иномарки. В одном из фрагментов фильма мелькает двухэтажный троллейбус. Историки говорят, что таких было выпущено всего 10 штук, и все они курсировали по Москве вплоть до начала 50-х.
Современному зрителю может показаться необычным, что уличное движение регулируют в основном женщины-милиционеры. Еще в сюжете фильма как само собой разумеющееся задействован тот факт, что москвичи ежедневно выезжают за город работать на колхозных полях. Если вычесть лирическую и оптимистическую составляющую загородных сцен, они также становятся приметой послевоенного сталинского времени…

«Счастливый рейс» - это бесконфликтный соцреалистический мюзикл, главными героями которого являются два шофера, рассеянный оптимист Синичкин и безалаберный оптимист Зачесов. Главное их отличие – в отношении к государственному имуществу. Зачесов водит так, что у него отказывает новый ЗИС. Ситуация для послевоенного зрителя тем более комическая, что этот автомобиль считался правительственной машиной и был мечтой шофера на госслужбе. Зато Синичкин относится к государственному имуществу бережно, и делает все, чтобы его разваливающийся грузовик не списали в утиль. Один комический эпизод строится на том, как Синичкин упрашивает заведующего гаража подписать накладную на большой список деталей к своей машине, окончательно добитой в аварии. Детали на складе есть, энтузиаст, готовый восстановить машину, в наличии, но заведующему почему-то очень хочется списать грузовик в утиль. С позиций советского здравого смысла поведение заведующего – норма, а поведение шофера нелогично и комично. Потому что, во-первых, грузовик принадлежит государству, а не Синичкину, поэтому беспокоиться о нем как о своем не имеет смысла. Во-вторых, списанную машину государство должно заменить новой.
В фильме и деловитый Зачесов, и идеалист Синичкин по-своему комичны. Особого конфликта или контраста между ними нет. Это и говорит о том, что комедия «Счастливый рейс» относится к разряду советских бесконфликтных.
В подобных фильмах сюжет движется за счет того, что все персонажи делятся на «хороших» и «в принципе неплохих» советских граждан - и все они поют, работают и влюбляются на фоне безмятежной жизни.

Несмотря на незамысловатость сюжета у «Счастливого рейса» сильный актерский состав. Главные роли играют такие популярные на тот момент актеры, как Николай Крючков и Михаил Жаров – оба на тот момент были в расцвете творческих сил. В эпизодической роли снялся Евгений Леонов – это первое его появление на киноэкране.

Бесконфликтные произведения появились на далеко не оптимистичном историческом фоне. После войны творческая интеллигенция надеялась на послабления цензуры. Но власть сразу же показала, что никаких послаблений не будет. В 1946 году в «Правде» вышло постановление ЦК о журналах «Звезда» и «Ленинград», которые обвинялись в публикации произведений политически неблагонадежных писателей – в частности, сатирика Михаила Зощенко. После этого сатирический смех в литературе, на экране или на сцене стал невозможен вплоть до 1952 года, когда началась кампания по борьбе с «лакировкой действительности». Страх, порожденный постановлением ЦК и санкциями против неугодных авторов, был неописуем. Критики тут же разработали знаменитую теорию бесконфликтности, согласно которой в социалистическом обществе возможен только конфликт хорошего с лучшим.

Симптоматично, что 1949 году помимо «Счастливого рейса» выходят как минимум еще два фильма, в названии которых фигурирует слово «счастливый» - комедия «Счастливая встреча» Николая Санишвили и воспитательное кино «Счастливого плаванья» Николая Лебедева. Кроме того, к этому же году создан шедевр бесконфликтного кино – «Кубанские казаки» Ивана Пырьева. Позже фильм-памятник советскому оптимизму был объявлен символом «лакировки действительности», а кино, подобное «Счастливому рейсу», и вовсе забыто…

Владимир Дмитриев считает: «Я убежден, что должны сохраняться все без исключения фильмы, сделанные во всех странах мира. Мы не имеем права ни на какую селекцию. Подобный отбор уже привел к тому, что исчезло навсегда и, вероятно, никогда не будет найдено 80% немых фильмов и 50% фильмов, сделанных до 50-го года».