|
"Таинственная вселенная Артура Кларка": Константин Кедров о фильме цикла "На пороге смерти"Константин Кедров, поэт: "Вечная жизнь – это миг любви"Не знаю, читал ли Кларк «Смерть Ивана Ильича», скорее всего читал, потому все крупные писатели внимательно читают Толстого. Но впервые жизнь после смерти, жизнь после жизни появилась отнюдь не у Моуди, а у Толстого в этой повести. Умирая Иван Ильич чувствует себя как человек, едущий в поезде по темному тоннелю, и вдруг какой-то толчок, вдруг почувствовал, что поезд движется не в ту сторону, а в другую, и в тот момент он увидел свет в конце тоннеля… «Вдруг какая-то сила толкнула его в грудь, в бок, еще сильнее сдавило ему дыхание, он провалился в дыру, и там, в конце дыры, засветилось что-то. С ним сделалось то, что бывало с ним в вагоне железной дороги, когда думаешь, что едешь вперед, а едешь назад и вдруг узнаешь настоящее направление. … …Иван Ильич провалился, увидел свет… Он искал своего прежнего привычного страха смерти и не находил его. Где она? Какая смерть? Страха никакого не было, потому что и смерти не было. Вместо смерти был свет. … - Конечно! - сказал кто-то над ним. Он услыхал эти слова и повторил их в своей душе. «Конечна смерть, - сказал он себе. – Ее нет больше. Иван Ильич.. потянулся и умер». Так что эти состояния, которые впоследствии в ХХ веке очень внимательно рассматривались и изучались, особенно в 60-70-ые годах, да и сейчас изучаются, - состояния клинической смерти - они всегда дают одну и ту же модель: некий тоннель, стремительное движение по этому тоннелю, свет в конце тоннеля и появление некоего светящегося существа (в зависимости от того, какую религию человек исповедует, это может быть и Будда, и Христос, и Магомет, и ангел, и просто светящая фигура или какой-то близкий родственник). По-разному можно к этому относиться. И в научном мире единого мнения нет: одни утверждают, что это якобы следствия неких процессов в человеческом мозгу, когда он постепенно сужается и его функции и возможности в момент умирания, а другие говорят: да, в этот момент, когда сужаются все функции, когда все сводится к какому-то узкому пространству, - вот в этот момент мозг из последних сил прорубает окно в другие миры. И я склоняюсь к тому, что правы те, кто так говорят. Смешно предполагать, что тот порядок мира, который мы видим в течение тех 70-80 или, дай Бог, 100 лет, - что это и есть первое и последнее, что о нас сказано, и больше ничего не будет сказано, увидено, и услышано. Скорее всего, в этих видениях умирающих, находившихся в состоянии клинической смерти и рассказавших об этом действительно открывается момент переход мира привычного нам жизни, который принято называть земной юдолью, земной жизнью, - к другой жизни, потому что на самом деле, как таковая, как космическое явление жизнь конечно, по природе своей вечная. О Константине Кедрове. В 2004 году году в премию GRAMMY.RU за высшие достижения в шоу-бизнесе, существующую 12 лет, была впервые введена номинация "Поэзия года". Было опрошено 11500 пользователей мирового русского Интернета. Большинство опрошенных назвали лучшей поэму Константина Кедрова "Компьютер любви". 9 февраля в 10:30 и после полуночи в эфире фильм "На пороге смерти" из документального цикла "Таинственная вселенная Артура Кларка". |