История
Руководитель
Солист
Репертуар
Гастроли
Фотоальбом
Пресса о нас
Партнеры
         
     
 

 

 

 

Дни затмения

Художественный фильм (Ленфильм, 1988).
Режиссер Александр Сокуров.
По мотивам повести братьев Стругацких "За миллиард лет до конца света".
Сценарий Юрий Арабов при участии братьев Стругацких, Петра Кадочникова.
Оператор Сергей Юриздицкий.
Композитор Юрий Ханин.
Звукооператор: В. Персов
Художники: Е. Амшинская.
Монтаж: Л. Семенова.

В фильме использована музыка музыка Р. Шумана, А. Шнитке, Ж. Оффенбаха, М. Глинки, народная музыка.

В ролях: Алексей Ананишнов, Эскендер Умаров, Ирина Соколова, Владимир Заманский, Кирилл Дудкин, Алексей Янковский, Виктор Беловольский.

В фильме «Дни затмения», снятом по мотивам повести знаменитых советских писателей–фантастов братьев Аркадия и Бориса Стругацких, действие перенесено в Среднюю Азию, где молодой русский доктор лечит детей и пытается писать литературные труды.
Герой, заброшенный в мир чужого климата, чужого говора и чужих обычаев учится ничему не удивляться и даже принимает у себя ангела в образе ребенка.

"Видит бог, что все сделано чистыми руками, с велимкой любовью к нашему отечеству и скорбью о тех бедах, которые у нас есть. Мое глубокое убеждение, что самые сложные и противоречивые обстоятельства, которые есть в каждой жизни, растворены всегда в повседневности, потому что каждое утро мы начинаем с того, что чистим зубы, а вечером падаем лицом в подушку, не зная, как жить" (Александр Сокуров).

«…Любители фантастики Стругацких, как и в случае со "Сталкером" Тарковского, должны будут примириться, что увидят не экранизацию повести, а совершенно самостоятельное кинопроизведение, обладающее самостоятельной ценностью. Надо сказать, что основная идея литературного источника, идея о том, как трудно творческому человеку в мире тоталитарного мышления, в мире административного невыносимого давления… — вот эта идея взята целиком и перенесена в совершенно новые условия и звучит вполне убедительно и производит даже еще более страшное впечатление, чем испытывает читатель повести, которого отвлекают от чтения какие–то привходящие обстоятельства, проблемы, поставленные автором, загадки. В фильме Сокурова нет никаких загадок. В нем нарисован странный и страшноватый мир, в котором человек должен жить, работать, творить несмотря ни на что, а это очень непросто» (Борис Стругацкий. Автор повести «За миллиард лет до конца света», из интервью по радио).

"Фильм «Дни затмения», снятый по мотивам повести знаменитых советских писателей–фантастов братьев Аркадия и Бориса Стругацких, перенес действие в Среднюю Азию, где молодой русский доктор лечит детей и пытается что–то писать. Молодой современник на жизненном перепутье у Сокурова впервые появляется именно в этой картине, открывающей своеобразную кинотрилогию.
Этот герой, переживающий период становления в ситуации сломанного и обнажившего прорехи уклада жизни, связывает три фильма режиссера. Горькой иронией по поводу изжитых сакральных символов пронизана вся эта «трилогия». Фильмы «Дни затмения», «Круг второй», «Камень», снятые в разные годы, связаны одной коллизией: постоянное сосуществование реальной повседневности, так сказать, бытовой жизни, и вестей или заложников Оттуда — из небытия.
Юный атлет из «Дней затмения», сыгранный непрофессиональным исполнителем Алексеем Ананишновым, такая же архаическая символика былой мощи рухнувшей советской империи, как пластинка с речью Брежнева, которая звучит в фильме, как огромный муляжный Серп и Молот, торчащий среди пустыни.
Дмитрий Малянов из повести братьев Стругацких «За миллиард лет до конца света» не имеет ничего общего, кроме имени, с героем «Дней затмения». В сущности, для Сокуровского героя конец света уже наступил и граница конца пришлась на его жизнь. Герой, заброшенный в мир чужого климата, чужого говора, чужих обычаев учится не удивляться проявлениям насилия над другими и над собой, чтобы выжить, разговаривает с мертвецом, усмиряет и кормит экзотических гадов, и, наконец, принимает у себя ангела в образе дитяти.
Этот фильм в прокате России периода перестройки имел зрительский успех. Алексей Ананишнов сыграл впоследствии главную роль еще в одном фильме Сокурова — «Мать и сын».
Фильм вошел в 100 лучших фильмов столетия, отобранных Европейской киноакадемией". (Александра Тучинская )


Призы и награды

Лауреат конкурса на лучший отечественный фильм 1989 года.

Особый приз Феликс–88 Европейской киноакадемии композитору Ю. Ханину.

Приз "Ника" Союза кинематографистов СССР звукооператору В. Персову за лучшую работу звукооператора за 1988 год.

Приз СК СССР за лучшую работу оператора — С. Юриздицкому.

Онтарио-88

Торонто-88.