История
Руководитель
Солист
Репертуар
Гастроли
Фотоальбом
Пресса о нас
Партнеры
         
     
 

 

 

 

Третьяковскую галерею захватили детские игрушки

Игра – это одно из ключевых понятий современного искусства, которое само, по сути, является игрой со смыслами, жанрами и традициями. Поэтому художники не могли обойти вниманием такой, казалось бы, обыденный предмет как детская игрушка. Именно она стала ключевым объектом выставки, которая открывается сегодня в Третьяковской галерее на Крымском валу. Экспозиция прослеживает историю игрушки в отечественном искусстве с 1930-х годов до наших дней. В произведениях современных художников она становится и самостоятельным арт-объектом, и участником перфомансов. Выставка открывается в рамках Третьей Московской биеннале современного искусства. О взрослых, которые до сих пор играют в игры, рассказывают «Новости культуры».

Такого нашествия мишек, зайчиков, солдатиков и жирафов в Третьяковской галерее не было никогда. Впрочем, они появились здесь не случайно. Идея показать игрушку не как детскую забаву, а как объект искусства пришла в голову куратору выставки Кириллу Алексееву, когда он побывал в музее Сергиева Посада. Там он обнаружил игрушки, сделанные художниками в стиле супрематизма еще в 30-е годы прошлого века. Таким образом, мастера не только создавали индустрию развлечений, но и решали свои художественные задачи. Их идеи подхватили художники 1970-х. Они решили использовать игрушки как материал для создания ассамбляжей и инсталляций. Сергей Воронцов выстраивает солдатиков на плоскости холста и двух столов, используя приемы поп-арта.

«Как Энди Уорхолл тиражировал портреты Мерилин Монро, еще каких-то персонажей, как он тиражировал объекты "ready made", как банки супа "Campbell", точно так же Воронцов берет статуарных, маленьких солдатиков и выстраивает игрушки», – говорит куратор выставки Кирилл Алексеев.

На выставке представлены также интерактивные проекты. Так что зрители смогут принять участие в различных перформансах, предлагаемых художниками – таких как «Станционный смотритель» или «Магические объекты». Зрители могут почувствовать себя в роли художника. Им предлагается воссоздать из различных игрушек абстрактную композицию Пита Мондриана.

«Изготовляют собственный ассамбляж, по цвету подбирая и используя образец Мондриана. То есть серьезный художник, и его работы используются как схемы для интерактивной игры», – поясняет Алексеев.

Проект Дианы Мачулиной называется «Не говори, да». Она использовала игрушечных собачек, которых часто можно увидеть в машинах. Во время движения автомобилей они начинают качать головой.

«Здесь пока не хватает не только нескольких собачек, но и самой главной детали. На них будут укреплены обычные лезвия. Собственно, "Не говори, да" – это вопрос самовыживания и самосохранения. Нужно сначала подумать, прежде чем соглашаться одновременно со всеми», – рассказывает художница.

Если собачки Дианы Мачулиной согласны со всем, что делает автор, то жирафы Ростана Тавасиева вышли из-под подчинения своему создателю. Они стали настолько самостоятельными, что решили освоить музейное пространство и приспособить его к собственной жизни. Жирафы превратили картины в площадки для отдыха и игры, да и пианино не оставили в покое.

«Тянут это пианино в будущее. Пытаются эту высокую, громоздкую культуру протащить в игольное ушко времени. Но я думаю, что целиком туда пианино не пройдет», – замечает Ростан Тавасиев.

«Это вам не игрушки», – напоминает Илья Кабаков, предлагая относиться к концептуальному искусству серьезно. Художники манипулируют ими, создавая собственные игры, но уже не для детей, а для взрослых.