|
Рассадин Станислав. К 75-летию4 марта Станиславу Рассадину исполнилось 75 лет. В этот день он был гостем программы «В главной роли» у Юлиана Макарова (начало в 19:05).Его обычно представляют как литературного критика и литературоведа. А Рассадин искренне говорит: «Я, по правде говоря, не знаю, что такое литературоведение, хотя меня иногда называют литературоведом, так же, как литературным критиком, хотя, я полагаю, и то, и другое уже несправедливо. Критиком я перестал быть, перестал следить за так называемым литературным процессом. А что касается литературоведения, тот тут я скажу… Литературоведение, по крайней мере, в нашей советской стране превратилось в нечто совершенно извращенное. Существуют целые институты, где огромное количество научных сотрудников, младших и старших, сочиняют плановые работы, печатают их. Эти работы никто не читает, и правильно делают. Потому что читателю это не нужно, писателю это не нужно и даже вредно. Это действительно, мягко, интеллигентно выражаясь, вещь в себе. Литературоведение как занятие, мне кажется, вещь противоестественная…». Станислав Борисович Рассадин родился в 1935 году в Москве. В 1958 окончил филологический факультет МГУ. Работал в отделе писем издательства "Молодая гвардия", откуда вместе с Булатом Окуджавой в 1959 году перешел в "Литературную газету". Позже, в 1961 году, Рассадин стал заведующим отделом критики в журнале "Юность". С 1963 года - "на вольных хлебах". Печататься начал в 1959 году, одна из первых его статей называлась "Шестидесятники". Публиковался в "Юности", "Новом мире", "Вопросах литературы", сотрудничал он с издательством "Детская литература". В 1977 году вышла книга Станислава Рассадина "Драматург Пушкин", затем последовали книги "Фонвизин", "Спутники", "Никогда никого не забуду", "Гений и злодейство, или Дело Сухово-Кобылина", "Я выбираю свободу", "Очень простой Мандельштам". Российским историческим деятелям посвящена книга "Русские, или Из дворян в интеллигенты", вышедшая в 1995 году. Сегодня Рассадин советует читать мемуары, а не «худлит», потому что нынешняя словесность «сделала попытку разлучить искусство и культуру. Как только эта ошибка будет осознана, как только начнет возвращаться в искусство культура, - все будет хорошо…». Он говорит: «Если слегка загрустить, то можно сказать, что сейчас, в нынешней литературе, к которой я в основном отношусь, может быть, по возрасту своему, может быть, по брюзгливости своей, но, в общем, отношусь как к некоему падению или в лучшем случае к передышке, сейчас, когда мы освободились, литература освободилась, честные писатели освободились от долга говорить правду, ориентир потерян. Мы пока не знаем, ради чего писать, ради чего делать. Любопытная история: когда-то был замечательный поэт Георгий Иванов, один из лучших русских поэтов 20 века, который таковым не был до революции, до гражданской войны. И два человека, не сговариваясь, сказали про него одно и то же - Чуковский Корней Иванович и Ходасевич. Примерно так: ему бы пострадать, какой бы вышел поэт. Так оно и вышло. Он пострадал, попал в эмиграцию, безумно тосковал без России. И возник один из лучших, еще раз говорю, русских поэтов. Так что беда... Писатель странное существо». А вообще, он всегда рассказывает о том, как жили и живут и что читали и читают. О будущем он говорит: «Я фаталист, и в этом основа моего относительного оптимизма. Будущее – посмотрим». |