История
Руководитель
Солист
Репертуар
Гастроли
Фотоальбом
Пресса о нас
Партнеры
         
     
 

 

 

 

Иваново детство

Художественный фильм (Мосфильм, 1962).
Режисcер Андрей Тарковский.
Фильм снят по мотивам рассказа Владимира Богомолова «Иван».
Автор сценария Владимир Богомолов, Михаил Папава.
Оператор Вадим Юсов.
Художник Евгений Черняев.
Композитор Вячеслав Овчинников.
Звукорежиссер Инна Зеленцова.

В ролях:
Иван - Николай Бурляев
Холин - Валентин Зубков
Гальцев - Евгений Жариков
Маша - Валентина Малявина
Катасоныч - Степан Крылов
Грязнов - Николай Гринько
Старик - Дмитрий Милютенко
Мать Ивана - Ирина Тарковская
Также в фильме снимались: Андрей Кончаловский, Иван Савкин, Владимир Маренков, Вера Митурич.

Премии и награды:
- Главный приз - "Золотой лев" - на МКФ в Венеции-62 (наравне с фильмом "Семейная хроника", Валерио Дзурлини).
- Гран-при МКФ в Сан-Франциско-63.
- Гран-при "Золотая голова Паленке" МКФ в Акапулько-63.
- Специальный диплом на МКФ в Карловых Варах-70.
Всего фильм получил более 15 призов.

Потеряв на войне своих родителей, маленький Иван становится разведчиком в тылу врага. «Такой войны мы еще не знали, такую войну нам никто еще не показывал,» - сказал о фильме Карен Шахназаров.

«Иваново детство»
Андрей Тарковский защитился во ВГИКе короткометражкой «Каток и скрипка», получил красный диплом, и встал вопрос: что делать дальше?
В это время на «Мосфильме» другой режиссёр снимал «Иваново детство» по Владимиру Богомолову, но фильм не получался, хотя были уже израсходованы большие средства. И тогда Михаил Ромм предложил на эту картину Андрея Тарковского. Андрей вместе с Андреем Кончаловским и Михаилом Папавой переписали сценарий. Новое там было – сны Ивана. Сны – возвращение в прекрасное довоенное время Ивана. Тарковский вообще снял картину заново. Это была и первая совместная работа с Вадимом Юсовым, замечательным оператором, чья поэтическая, экспрессивная манера – тоже знак фильма.
Ещё, думаю, нужно сказать о замечательной музыке Вячеслава Овчинникова. Особенно прекрасна тема Ивана – светлая и трагическая, щемящая. Андрей потом повторил её в «Рублёве» – ему было свойственно самоцитирование.
«Иваново детство» сразу стало знаменитым. Фильм был не похож на каноны нашего военного фильма. В 62-м году он получил Гран-при в Венеции. Но дискуссии были большие – и у нас, и за рубежом. Наше начальство считало фильм пацифистским. Итальянская газета «Унита» писала, что автор негативно относится к героической войне. А Жан Поль Сартр в защиту фильма писал, что ребёнок Иван – он и жертва, он и герой.
Действительно, Иван в военное время теряет то, что присуще ребёнку, и это остаётся только в снах. Он травмирован войной, истеричен, полон только жаждой мести.
Да, «Иваново детство» против войны в принципе как антигуманного явления, тем более участия в ней ребёнка. Психика Ивана изуродована войной. Но есть же в фильме и замечательные образы военных.
В «Ивановом детстве», как всегда у Тарковского, есть мотивы биографические. В одном из снов появляется паутина, и Иван говорит: «Мама, там кукушка». Это воспоминание самого Андрея в разговоре с мамой, когда ему было четыре года. И в блиндаже, когда Ивана хотят отправить в Суворовское училище и говорят: почитай это, почитай то. А он отвечает: «Я это читал. И это читал». Это от самого Андрея. Он очень много читал.

Марина ТАРКОВСКАЯ
"Литературная газета", № 19, 2005.

В эфире:
17 ноября 2009 года.