История
Руководитель
Солист
Репертуар
Гастроли
Фотоальбом
Пресса о нас
Партнеры
         
     
 

 

 

 

Шепитько Лариса. День памяти

"Я видела смерть очень близко, - сказала она в своем последнем интервью. - И, как всякий человек в таком положении, искала свою формулу бессмертия..."
В день памяти режиссера Ларисы Шепитько - 2 июля - был показан киноальманах "Начало неведомого века" (начало в 21:55).

"Заявить о своей потребности, о праве каждого отдельного человека отстаивать уникальность, единственность, неповторимость и бессмертность своей судьбы – вот к чему я стремилась,"- говорила режиссер.

"Она принадлежала к той редкой категории художников, которые знали не только, чего они хотят, но и как этого достичь, – вспоминал Юрий Визбор. - В Ларисе была настоящая вера, вера в дело, в искусство, в нас, в конце концов. Вера в доброту и необходимость нашей работы".

За 16 лет своей профессиональной деятельности Лариса Шепитько успела сделать всего пять картин. Но все они были явлением и стали своеобразным символом 1960 - 70-х годов. Это её дебютная картина по прозе Чингиза Айтматова - "Зной", и "Крылья", вызвавшие огромное общественное обсуждение среди поколения шестидесятников, фильм опыт самопознания поколений "Ты и я", который они делали вместе с Геннадием Шпаликовым, и главная работа её жизни - экранизация повести Василя Быкова "Сотников" - фильм "Восхождение".

Каждая из этих лент напрямую или косвенно касается войны. Ещё одно связующее звено всех пяти картин - это "преодоление": преодоление судьбы, страха, беспомощности, битва с отчаянием и самим собой. И сама режиссёр, работая над первой своей лентой "Зной" по повести Чингиза Айтматова "Верблюжий глаз" проявляла неистовую преданность искусству, недюжинный характер и авторскую волю. Эту дипломную работу Шепитько делала на "Киргизфильме" - новой киностудии, которая возникла в начале 1960-х годов, буквально накануне приезда юной дипломницы из ВГИКа.
Лариса заболела болезнью Боткина, но продолжала снимать, доказывая, что она способна делать эту тяжелую мужску работу - быть режиссёром. Она преодолела и болезнь, и неимоверную жару, и все технические трудности далёкой студии в Киргизии.

Лариса Шепитько: "Каждая картина - есть выражение своего времени. И, если сейчас возникла потребность, например, моя, снимать, то это не просто желание рассказать о нашем прошлом. Каждое время выдвигает свои проблемы, и проблема героическая на сегодняшний день, быть может, стоит не менее остро, чем она стояла во время войны. Просто для того, чтобы выкристаллизовать для себя определяющее значение духовного начала в советском человеке для этого мы обратились к образу прошлого. Если говорить о причине победы русского человека во Второй мировой войне, то она, в первую очередь, заложена в преимуществе нравственном, духовном".

30 лет назад, ранним утром 2 июля 1979 года, киносъёмочная "Волга" на пустынном шоссе по неустановленной причине выехала на полосу встречного движения и врезалась в мчавшийся навстречу грузовик. На 137-м километре Ленинградского шоссе оборвалась жизнь Ларисы Шепитько.