|
Ольга Пыжова: "Надо строить образ по кирпичикам"Мерилом таланта учителя служат успехи его учеников. Тихонов, Мордюкова, Куравлев, Федосеева-Шукшина и еще десятки известных имен составили послужной список Ольги Ивановны Пыжовой, многие годы преподававшей во ВГИКе и ГИТИСе. Сегодня исполнилось 115 лет со дня рождения великой МХАТовской актрисы и педагога. Рассказывают «Новости культуры».Дворянка в театре – высший свет был в шоке, когда молоденькая Ольга Пыжова подалась во МХАТ без специального образования. Она всему научилась у своих театральных учителей и партнеров. «Она играла вместе со Станиславским, была его партнершей в одной из блистательных работ Гольдони "Трактирщица". Он играл кавалера, она трактирщицу, так что она была с такой школой!» – говорит народная артистка России Татьяна Конюхова. Все ее звездные роли были в театре, в кино она сыграла лишь одну большую роль – мать Ларисы Огудаловой в «Бесприданнице» Якова Протазанова. Довольно рано она покинула сцену и вместе с мужем Борисом Бибиковым начала преподавать. Упоминание об их мастерской можно встретить в каждой второй известной актерской биографии. Даже половина актерского состава знаменитой «Молодой гвардии», включая Тихонова и Мордюкову, вопреки расхожему мнению, была не с Герасимовского курса, а из мастерской Пыжовой-Бибикова. «Она часто произносила такую фразу: "Талант – от Бога, а все остальное – работа. И когда я могу сказать о своем ученике – хорошо работает, я самый счастливый человек". Вот она так оценивала, она следила за своими учениками до последнего момента», – продолжает Татьяна Конюхова. «Она очень много классике нас учила: читать, читать... Мы все невежественные, безграмотные, и как бы ни хотелось утром спать, мы должны были ходить на лекции по истории кино, истории театра», – вспоминает народная артистка РСФСР Лидия Федосеева-Шукшина. Она давала своим студентам классическое МХАТовское образование. Система Станиславского для Пыжовой и Бибикова была основой основ. «Они все время говорили: "Надо строить образ по кирпичикам – пластика, пауза, голос – то, другое...". Это была одна из лучших школ и мастерских», – рассказывает режиссер, народная артистка России Светлана Дружинина. «Трудное надо сделать привычным, привычное – легким, легкое – прекрасным. Вот это, я думаю, наказ для всех», – подчеркивает Лидия Федосеева-Шукшина. |