|
Габен Жан. Сто лет со дня рожденияЗа сорок лет он снялся в 105-ти фильмах. Он был рабочим, дезертиром, солдатом колониальных войск, мошенником, комиссаром полиции, бродягой, банкиром… Французы назвали его «киноактером XX века». Американцы величали «французским Спенсером Трейси». Жан Габен – актер-гора, месье недосягаемая звезда. «Жующая легенда» - такой титул однажды присвоил Габену светский репортер, повстречав его в модном ресторане. Его самые известные роли - «Отверженные», «Сильные мира сего», «У стен Малапаги», «Мегре». А дебютировал Габен в 1931-м году в фильме с говорящим названием «Каждому может повезти». Одиннадцать не слишком выдающихся картин было у Габена до встречи в 1937-м с Жаном Ренуаром, режиссером, который сделал его настоящей звездой. В «Великой иллюзии» Габен сыграл себя – мрачного и циничного вояку…Угрюмый, ворчливый и невыносимый – скандалить и кричать во все горло он научился еще в детстве. Жан был седьмым ребенком в семье скромных комедиантов, которые хватались за любые роли, лишь бы на сцену, лишь бы заплатили хоть немного… «Куча тряпья» - бросал вслед актерам юный Жан… А в 19-ть играл в труппе «Фоли-Бержер». Оперетки, мюзиклы – какая разница, петь в театре или таскать мешки с углем… Послевоенная Франция объявила Габена героем номер один. В 49-м, сойдя с корабля в ленте Рене Клемана «У стен Малапаги», он шепотом произнесет «Я убил женщину». Уже тогда Габен понимал, что история кинематографа без него не обойдется. Жан Габен – герой одного из самых красивых романов XX века – шестилетней истории любви с Марлен Дитрих. Габен писал ей письма с войны – фронтовые треугольнички со словами «Ты была, есть и будешь моей единственной настоящей любовью. Я думаю, ты понимаешь истинную ценность этих слов». Критику он не терпел – только Жан Габен мог ругать Жана Габена – обычно «бездарью» или «лавочником». Безумная популярность развязывала актеру руки – Габен имел обыкновение править сценарии – и всегда настаивал на присутствии в фильме «сцены гнева». Он очень жалел, что его не снимают молодые режиссеры, что «новая волна» французского кинематографа как-то обходится без него… В середине семидесятых Клод Лелуш предложил ему роль престарелого ловеласа – и Габен уже придумал фильму название: «Последний альфонс»… Но великий актер умер от сердечного приступа – прежде, чем Лелуш придумал своему сценарию подходящий финал. |