История
Руководитель
Солист
Репертуар
Гастроли
Фотоальбом
Пресса о нас
Партнеры
         
     
 

 

 

 

Старинные «небеса» Русского Севера

Издревле «небесами» на Русском Севере называли расписные потолки в деревянных шатровых храмах. Самые поздние из них датируются началом XIX века. Чудом уцелевшие, спасенные и отреставрированные, они находятся в собраниях музеев Архангельской области. Одна из лучших коллекций северных «небес» обнаружена в старинном городе Каргополе. На выставке, которая открылась в соборе Рождества Христова, представлены последние находки. Рассказывают «Новости культуры».

Нижний храм собора Рождества Христова XVI века был закрыт для посещения с 1871 года. Около ста сорока лет никто не видел расчищенные стены, перекрытия и каменную кладку. В процессе реставрации которая закончилась весной этого года, музейщики обнаружили несколько фамильных захоронений. До идентификации и полной расшифровки надписей дело пока не дошло. «В этом районе обнаружены тела священников в облачении. Приходил батюшка, отец Виктор, отпевали по всем правилам, перезахоронили. Действительно, тайн очень много, и они открываются», – замечает сотрудник Каргопольского историко-архитектурного и художественного музея Ольга Парфенова.

При общей высоте храма в двадцать-тридцать метров расстояние от пола до расписанного перекрытия могло составлять всего пять метров. Подобная близость объяснялась не только необходимостью произвести максимальный эффект, но и техническими соображениями. «Представляете, гранями небеса. В центре, в замочном кольце – круглая икона, и гранями спускаются небеса. Это потолочные перекрытия, небо. Если подгнивала какая-то из граней, просто выбирали прогнившую грань и заменяли ее новой», – продолжает Ольга Парфенова.

Название каргопольской выставки «небес» – «Шестой день творения». Таков сюжет росписи одной из граней церкви Святого Николая в деревне Ловзанга. «Небеса» XIX века похожи на иллюстрации к детской Библии. Архангельские мастера-самоучки могли наделять персонажей вечной книги чертами деревенских соседей. В северных храмах по живописности композиционным решениям «небеса» не уступали иконостасу.

Большую часть ХХ века «небеса» подвергались атакам вандалов. Один из самых печальных экспонатов каргопольской выставки – список из десяти утраченных памятников деревянного зодчества. Граням из церкви святого Николая деревни Ловзанга повезло, но это было везение на грани катастрофы. «Небеса» церкви Святого Николая были переданы в музей сотрудниками милиции. В течение десяти лет реставраторы не знали, как подступиться к демонтажу северных шедевров. За одну ночь эту задачу за них решили люди, которые собирались продать фрагменты церковного убранства за пределы Архангельской области. Грузовик с гранями был задержан на границе региона. Таким образом «небеса» попали в каргопольский музей.