|
У Олега Стриженова - юбилейКрасавец Артур из «Овода», белогвардейский офицер Говоруха-Отрок из «Сорок первого», Мечтатель из «Белых ночей» – и еще несколько десятков ярких ролей. Сегодня народный артист СССР Олег Стриженов отмечает 80-летие. «Мне не в чем себя упрекнуть», - говорит юбиляр, размышляя о своём творческом пути. Насколько благородны и аристократичны стриженовские персонажи – настолько требователен был и сам актёр в выборе киноматериала. О своенравном независимом характере Олега Стриженова, как и о его актерских успехах, ходили легенды. Рассказывают «Новости культуры».Прически «а-ля Стриженов», особо упорные даже пытались слегка искривить губу, как он – кумир советских зрителей и безраздельный властитель женских сердец от Мурманска до Владивостока. Фильмы, пересмотренные ни один десяток раз - «Овод», «Пиковая дама», «Хождение за три моря», «41-й». Они стали легендами во многом благодаря исполнителю главной роли – Олегу Стриженову. Наталья Бондарчук, актриса, режиссер: «Мне было лет 6. Я увидела его в «41-м». Это было невероятно – я плакала вместе с героиней, я кричала вместе с ней – «Синеглазый ты мой». На всю жизнь я помню этот кадр…» Актриса и режиссер Наталья Бондарчук бережно хранит фотографии со съемок «Звезды пленительного счастья» и «Юности Петра» - кумиров детства не забывают. Счастливая - ей дважды пришлось сыграть его жену и любимую. И если режиссерам доставалось от «независимого артиста», который всегда знает как лучше – то актеры, считает Бондарчук, всегда были рады партнерству со Стриженовым. Наталья Бондарчук, актриса, режиссер: «Все человеческие качества отходят, когда он играет. Это актер перевоплощения, он никогда не выпячивает себя, если этого не надо по роли. Это русская школа игры». Определение «аристократ» дали Стриженову еще в Щукинском училище. Позже он блистал в роли Незнамова в Таллинском театре русской драмы. Там его и увидели – в разное время – помощники режиссера Александра Файнциммера, который готовился к съемкам фильма «Овод». Оба принесли фотографии Стриженова. В первый раз режиссер просто не обратил внимания: на снимке был мальчик, вовсе не похожий на бесстрашного и несгибаемого Артура. Во второй раз – удивился совпадению вкусов своих ассистентов и вызвал молодого актера на пробы. Судьба Стриженова была решена. Годом позже, утвердив популярность актера, на экраны вышел фильм «41-й» Георгия Чухрая. Стриженов – в роли Говорухи-отрока – красивый, страдающий, любящий. Смелый поступок со стороны режиссера показать белого офицера столь привлекательным. Актер теперь снимался безостановочно. Хотя ролей могло бы быть еще больше. От каких-то отказывался сам – бывало и со скандалом. А случалось – режиссеры не приглашали, побаиваясь крутого нрава артиста. Владимир Мотыль был из смельчаков – независимость актера его очаровала. Выбор Стриженова на роль Князя Болконского в «Звезде пленительного счастья» был предрешен. Владимир Мотыль, режиссер: «Чувство собственного достоинства, независимость – это важно для аристократа». Режиссер Владимир Басов-младший озаботился поисками актера аристократического типа в конце девяностых – для фильма «Вместо меня». Стриженов к этому времени уже много лет как не снимался. Владимир Басов-младший, режиссер: «Достаточно быстро поняли, что аристократ-то у нас один – Олег Александрович Стриженов. Вспомнили всю его творческую биографию, вспомнили, что играл. Я не люблю общаться через ассистентов, я просто набрал номер: "Олег Александрович, я Владимир Басов, вы конечно же знали моего отца…"» Тем же вечером Басов выслал актеру сценарий. Утром Стриженов перезвонил, сказал, что согласен. Отрицательного персонажа – каким пожилой миллионер был в сценарии Виктории Токаревой – самодур, заставляют молодого режиссера плясать под свою дудку – Стриженов представил несчастным и вызывающим симпатию. Долгие годы актера не видели в новых картинах. Все свое время он теперь посвящает живописи – вспомнив, что еще в детстве мечтал стать профессиональным художником. |