|
Полиэтиленовый город и люди из скотча – на Биеннале современного искусстваСовременные художники не скрывают, из какого сора порой произрастает новая эстетика. Российский архитектор Александр Бродский, выставляющий свои арт-объекты в крупнейших галереях мира, для параллельной программы Московской биеннале современного искусства построил целый город из полиэтилена. С похожим материалом работает и другой участник биеннале – американец Марк Дженкинс. Однако его творения из упаковочного скотча предназначены не для музейных пространств, а для улиц мегаполисов. Как найти в прозрачной пленке множество смыслов – в репортаже «Новости культуры».В сырых и сводчатых подвалах Винзавода в начале ХХ века хранили лед с реки Яузы, в 2005 году там прошла эпохальная выставка «Верю», а теперь художник Александр Бродский разбил на этом месте палаточный лагерь. Тотальная инсталляция «Ночь перед наступлением» – это более сотни парников. Над полиэтиленовым огоньком греют руки бесплотные человечки. Улицы современного мегаполиса – пространство борьбы. Художникам нужно отвоевывать его у рекламодателей и властей, считает художник Марк Дженкинс. Захват рекламных щитов и граффити не являются единственно возможными средствами. Можно, как это делает Дженкинс, расставить по городу прозрачных провокаторов. Он создает парадоксальные скульптуры – бесплотные, из общедоступного материала. «Скотч особой прочности, и он не теряет свои свойства со временем, не желтеет и держит форму», – отмечает куратор Арсений Сергеев (Екатеринбург). Этот демократичный материал помогает сделать быстрый слепок с конкретного человека, но из-за свой прозрачности выглядит этот слепок не вполне материально, абстрактно и философично. «Я создаю пространство, ограниченное пластиком. Но, так как он прозрачен, вполне очевидно, что тела-то внутри нет. Эта форма заставляет нас воображать людей, какими они были, и указывает на их отсутствие», – говорит Марк Дженкинс. «Эти прозрачные работы показывают то, чего так не хватает на самом деле. Не хватает поэзии в жизни, не хватает созерцательного взгляда, переживания чувств в городе», – продолжает Арсений Сергеев. Реалистичные фигуры в городской среде по воле Дженкинса создают сюрреалистичные образы. Они зависают над озером на воздушных шарах, торчат вверх ногами из мусорного бака, врезаются головой в стену. Делают все, чтобы привлечь внимание к человеку. «По-настоящему здорово, что такое искусство заставляет прохожих относиться к таким же прохожим внимательнее. Заставляет взглянуть на любого человека дважды, оценить, настоящий он или нет, нужно ли ему сейчас внимание и помощь. Такой навык пригодиться и тогда, когда на улицах не будет моих скульптур», – утверждает Марк Дженкинс. Известный представитель стрит-арта приехал в Москву из Вашингтона через Екатеринбург. Обученные Дженкинсом екатеринбуржцы уже завели в своем городе прозрачных бомжа и усталого клерка. Москвичам еще только предстоит обесплотить своих городских героев. Свою технику быстрой уличной скульптуры Дженкинс передает с энтузиазмом, потому что он панк и верит в DIY-арт – то есть в дешевое, самодельное, некоммерческое искусство. Такая вера заметно раскрепощает участников его мастер-классов. «Не надо ждать, когда вас признают галереи, критики и так далее. Просто нужно брать и делать», – заверяет куратор Арсений Сергеев. Скулптуры Дженкинса бывают социально-критическими или поэтическими, но всегда заставляют прохожего притормозить, делают разнообразной городскую рутину. Этот художник уже привнес заметное разнообразие в виды Нью-Йорка и Рио-да Жанейро, Токио и Лондона. Теперь есть шанс и у Москвы. |