|
Выставка «Вера Преображенская - бессменный староста авангардизма»Выставка «Вера Преображенская - бессменный староста авангардизма». Название выставки, которая открылась в честь 90-летнего юбилея автора, обозначает не только форму творчества художницы, но и содержание ее гражданской позиции. В течение многих десятилетий Вера Преображенская занимала пост старосты студии Элия Белютина «Новая Реальность». После того, как невежественные эксперты знаменитой выставки «30 лет МОСХ» назначили экспрессионистов-белютинцев - абстракционистами, общественная должность Веры Преображенской была не только почетной, но и небезопасной. Но она от нее не отказалась, сохраняя преданность делу и преданность искусству. Рассказывают «Новости культуры».У Веры Ивановны скоро юбилей. Она – почти ровесница века. Бессменный староста знаменитой студии Элия Бел.тина «Новая реальность» - экспрессионисты эпохи оттепели. Вера Преображенская, художник: «Написать все тот же самый портрет, все того же самого человека, который сидит и думает, но показать, выразить, что он думает». Застывшая мысль, непринужденный или сложный разговор. Для художницы вечный двигатель – эмоции и чувства. Сильные и яркие, как, например, ревность. Эта тема – как в живописи, так и в графике. Кстати, именно с графики для Веры Преображенской началось искусство. Лариса Кашук, куратор выставки: «Надо сказать, что вечные вопросы ее интересовали всегда. Здесь такая редкая для советского искусства, и особенно для 46-го года, тематика, то, что мы называем Momento mori - помни смерть». В 46 –м страна празднует победу и торжество жизни, а Вера Преображенская думает о смерти, да еще и в духе символизма начала века. Против течения она двигается всегда. После выставки к 30-летию МОСХа в Манеже это противостояние только усилилось. Один из любимых образов Преображенской – библейский пророк. Одна из последних работ. Этот пророк – пушкинский, и главные слова здесь – «жги сердца людей». Вера Преображенская, художник: «Миссия пророка – исправление. – Возможно, и миссия художника? Ну, может быть, только вот художник ограничен в средствах. Он же не может там язык вынуть». Лариса Кашук, куратор выставки: «В Билютинской студии ставились темы очень духовные и очень высокие. Связанные с вечностью. Например, разрабатывалась библейская тематика, очень широко, но не в плане узкого религиозного подхода, а именно в плане пророчества». В основе ее библейских работ – некое высшее начало, которое представляется художнице, как черный квадрат. Геометрические линии – основа всех форм. На ее картине пророчица Сивилла с фрески Сикстинской капеллы – на фоне абстрактных фигур. Связать эпоху Возрождения с авангардом начала века – для Веры Преображенской не проблема. |