История
Руководитель
Солист
Репертуар
Гастроли
Фотоальбом
Пресса о нас
Партнеры
         
     
 

 

 

 

Наталья Шаховская о Конкурсе Чайковского

Бах, Бетховен, Чайковский звучали в субботу в исполнении виолончелистов. Выступления участников этого состязания на Конкурсе имени Чайковского проходило в Малом зале столичной консерватории. По признанию жюри, которое возглавляет Наталья Шаховская, уровень мастерства виолончелистов в этом году очень высокий. Рассказывают «Новости культуры».

Правильно причесаться, накрасить ресницы и, конечно, надеть красивое платье. Именно этому учили 45 лет назад конкурсантку Наталью Шаховскую ее учитель Мстислав Ростропович и Галина Вишневская. Кстати, Галина Павловна ходила на все прослушивания Шаховской и стала ее талисманом. «Я ее просила: "Галина Павловна, Вы придите на конкурс в той же самой кофточке, в которой Вы были". Она ходила в одной кофточке и бурчала: "Как так? Подумают, что у Вишневской нечего надеть"», – вспоминает Наталья Шаховская.

Мстислав Ростропович, помимо работы в составе жюри – это было самое звездное жюри за всю конкурсную историю, – занимался коррекцией фасона платья своей ученицы. «Потому что когда портниха предложила вариант открытой спины с бантом спереди, Мстислав Леопольдович сказал: "Зачем открытая спина? Чтобы музыканты вместо того, чтобы играть, занимались рассматриванием спины?"» – продолжает Наталья Шаховская. Усилия строгого педагога не пропали даром. Шаховская стала победителем первого в истории Конкурса Чайковского – конкурса виолончелистов. Впрочем, политизированность состязания доставила Наталье Шаховской несколько неприятных минут. «Я испытала какую-то горечь, потому что много было разговоров вокруг того, что я получила первую премию, потому что я – русская», – замечает Наталья Шаховская.

Тогда, в 1962 году, первые четыре премии получили советские музыканты. Это не было случайностью. Все они уже были победителями разных конкурсов и прошли сквозь мельчайшее сито отбора. Кроме того, им была предоставлена возможность до конкурса обыграть программы с оркестром. У современных исполнителей, как правило, такой возможности нет. Да и инструменты, на которых они играют, оставляют желать лучшего. В этом Наталья Шаховская убедилась на последнем Конкурсе Мстислава Ростроповича в Париже. «Конечно, наши исполнители, они проигрывают рядом с инструментами западными. И когда наши выходят со своими простецкими инструментами – это тоже играет роль», – считает Наталья Шаховская.

В результате, на прошлом конкурсе из двадцати шести российских исполнителей в финал вышел только один. Однако год на год не приходится, и успех российской сборной образца 1962 года вполне может повториться, считает Наталья Шаховская.