История
Руководитель
Солист
Репертуар
Гастроли
Фотоальбом
Пресса о нас
Партнеры
         
     
 

 

 

 

Норштейн Юрий и Алексей Дёмин на "Худсовете"

19 сентября 2005 года в гостях у «Худсовета» был председатель жюри «КРОКА» Юрий Норштейн и режиссер Алексей Дёмин.

Фестиваль анимационного кино «КРОК», несомненно, относится к классу «А». За время существования, а он появился в 1989 году, фестиваль стал международным (1991) и открыл множество новых имен. Там были впервые показаны теперь ставшие знаменитыми фильмы. Российская анимация с каждым годом проявляла себя все ярче, возрождаясь после кризиса. В этом году в жюри вошли самые известные режиссеры-аниматоры из Америки и Европы. Им предстоит увидеть 128 новых мультфильмов. Всего же на конкурс прислали более 600 работ, и все отсмотрела отборочная комиссия.

Алексей, скажите, какую тенденцию Вы, увидевший 600 фильмов, отметили бы как главную и чем Вы руководствовались в своем выборе?

Алексей Демин:
- Очень разнообразное кино, очень сильная программа в этом году. Но «КРОК» никогда не отличался скучными программами. Это один из самых ярких фестивалей просто по настроению, по крепкости своей, что ли… В этот раз, мне кажется, фестиваль будет еще более интересным, потому что хорошего кино очень много.

- Есть мнение, что российская анимация, прошедшая сложный путь от расцвета через кризис к постепенному возрождению, не может соревноваться с европейской и тем более американской, которая нацелена на кассовый успех и в которую вкладывают огромные средства. Исходя из условий «КРОКА», получается, что мы равные соперники? Или это не два пути, а одна большая дорога?

Юрий Норштейн:
- Мне кажется, что фестиваль не должен преследовать коммерческие цели или руководствоваться качеством фильма, определяя его конкурентоспособность в денежном плане. Тут все-таки критерии только художественные должны быть, иначе собьется сам ориентир. Собираются художники, и они должны давать оценку абсолютно профессиональную. Бывает так, что их оценка не совпадает с оценкой журналистов или зрителей. И в этом нет ничего противоестественного. Мультипликация должна в своих недрах иметь фильмы, которые, может быть, не имеют кассовый успех, но они важны для самой мультипликации.

- Я как раз хотела спросить об адресности. Когда художник, режиссер создает свою работу он не должен быть адресным, не должен думать о своей аудитории – конкретной – детской или взрослой? Он творит, не задумываясь о результате?

Юрий Норштейн:
- Нет, есть некий раздел. Есть фильмы для детской аудитории, и режиссер должен себе представлять некую шкалу от и до. Если брать «Союзмультфильм» в качестве примера, старый «Союзмультфильм», даже «Союзмультфильм» 50-х годов, там была очень четкая оценка всего, и абсолютное большинство фильмов делалось только для детей. Потом пришли новые с новыми художественными критериями, а самое главное - с новым ощущением мультипликации, что она гораздо богаче, чем только искусство для детей. Появился ряд фильмов, который дал такую прививку мультипликации, что сегодня, я думаю, сами профессионалы-то не могут сказать, что такое мультипликация.

- И что такое фильмы для детей и для взрослых… Возвращаясь к «КРОКу» - в конкурсе на равных анимация для детей и для взрослых? И как ее оценивать? Как Вы будете выставлять эту шкалу?

Юрий Норштейн:
- Понимаете, в этом смысле «КРОК» - очень демократический кинофестиваль, потому что Гран-при может получить любой фильм. Я говорю, только оценка художественная, только качество.

- Но мнение аудитории в данном случае не играет роли? Аплодисменты, улыбки детей, которые увидели эти мультфильмы или не увидели?

Юрий Норштейн:
- Если представить себе, что жюри будет смотреть фильм в пустом зале, то половина качественных фильмов, конечно, провалится. Конечно, влияет оценка, безусловно. Но, мне кажется, что если здесь пытаться в качестве аргумента выставить «а вот зрители посмотрели так», мы потеряем тогда профессиональную оценку.

Беседу вела Нара Ширалиева.