|
«Орлеанская дева» Чайковского. Синтез музыки и киноФестиваль, посвященный 170-летию со дня рождения Петра Ильича Чайковского, в театре «Новая Опера» завершился премьерой. Там представили концертную версию редко исполняемой оперы композитора «Орлеанская дева». Отсутствие сценического действия и декораций компенсировали с помощью видеоряда. Музыкальную историю Святой Жанны иллюстрировали отрывки из немого фильма Карла Дрейера 1927 года. Рассказывают «Новости культуры».Образ девы-воительницы для солистки Большого театра Елены Зеленской стал почти родным. Она пела партию Иоанны в Амстердаме, Лионе, Москве. И каждый раз не было ни декораций, ни костюмов. Как того и требует концертное исполнение. Однако версия, которую предложила «Новая опера» – это синтез: музыки и немого кино. Видеоряд к оперному действу – отрывки из фильма «Страсти Жанны Д'Арк». «Мы пытались сделать киноряд побольше, но не всегда музыка Чайковского принимает то, что сделано в немом кино, а финал – как будто одно для другого», – говорит главный режиссер театра «Новая опера» Валерий Раку. И хотя это концертная версия, а не костюмированный спектакль, наряды исполнителей тщательно продуманы. Особенно платье главной героини. «Поскольку это светлый образ, хотелось бы, чтобы это были светлые тона, пастельные. И у меня платье в виде плаща. Мне кажется, это по тематике подходит к этому образу», – замечает народная артистка России Елена Зеленская. Опера Чайковского «Орлеанская дева» сложна для исполнителей, с точки зрения техники. Как говорят солисты, это только кажется, что тем, кто вырос в России, легче исполнять русскую музыку, чем сочинения зарубежных композиторов. «На первый взгляд, можно даже не узнать, что это Чайковский. Это другой Чайковский, не тот, что в "Евгении Онегине", "Лебедином озере", "Щелкунчике". Тут другой Чайковский», – заверяет лауреат международных конкурсов, солист «Новой оперы» Виталий Билый. Костюмированный спектакль «Орлеанская дева» сегодня – редкость. А в предложенной концертной версии есть свои нюансы. «В концертном исполнении ты не можешь привязываться к концертной атрибутике, декорациям. Тебе нужно создавать образ здесь и сейчас. Помощи нет от мизансцен», – поясняет лауреат международных конкурсов, солист «Новой оперы» Хачатур Бадалян. Концертная версия оперы «Орлеанская дева» для театра «Новая опера» как проба пера. Если будет удачной, то, возможно, поставят и оперный спектакль. |