|
Выставка «Трактористы» - в «Крокин галерее»В столичной «Крокин галерее» открылась выставка «Трактористы». Она могла бы называться «Бульдозеристы» и прямо указывать на тему экспозиции. А тема – это предстоящее 35-летие знаменитой выставки пары десятков художников в столичном районе Беляево. Они выставили работы на открытом воздухе, без дозволения властей, которые прошлись по произведениям бульдозерами. И акция художников, и реакция властей стали одним из знаковых событий художественной жизни. Каким был этот знак? Об этом и размышляют участники нынешнего проекта. Сообщают «Новости культуры».Александр Джикия забивает последний гвоздь в гусеницу красного бульдозера. Получился памятник лучшему пиарщику художника. Абсолютно позитивный. Александр Джикия, художник: «Многие художники с Бульдозерной выставки стали известны, без бульдозера не было бы этой славы». Соавтор Джикия Ольга Капитонова придумала поместить в ковш бульдозера зеркало. Оно – для художника. Александр Джикия, художник: «Зеркало в бульдозере отражает художников, это памятник силе и красоте нашей общей, потому что она не делится на части». Ода бульдозеру – основное настроение выставки. Кажется, время стерло из истории конфликт художника и власти, вандализм и агрессию. Да была ли та выставка? Александр Петровичев, куратор выставки: «Выставка эта была скорее акцией, причем, не артикулированной особо». Список участников Бульдозерной выставки 74-го года не точен, что именно выставлялось, никто не вспоминает. Другое дело – бульдозеры. Они победили тогда не только в физическом конфликте, но и как образ. Многократно воспроизведенный в западных СМИ. Владимир Ситников, художник: «Эти скульптуры собираются и разбираются, происходит игра в конструкцию – деконструкцию, собственно это то, что происходило тогда». В 74 - м Владимиру Ситникову было 14. Дарье Кротовой - и того меньше. След от бульдозера она воспроизвела в керамике: и сами гусеницы, и их отпечатки покрыла белой глазурью. Грязь превратила в сахар. Хрупкие следы во время вернисажа трещали под ногами посетителей. И вобщем-то, вызывали сочувствие. Как и маленький игрушечный бульдозер Сергея и Татьяны Костриковых. Один-одинёшенек на горе из белоснежных яиц, - он герой мелкий, эпизодический. Может быть, и не бульдозер вовсе. В названиях некоторых работ он превратился в трактор. Да и сама выставка называется почему-то «Трактористы». Трактор – транспорт гораздо менее деструктивный. Это образ, заряженный почти соцреалистическим оптимизмом. Возвращение во времена до нонконформистов. |